Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии

или его нарушение, ПМПК обеспечивает:

•раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловлива-

ющих проблемы в учебе и поведении;

•проведение специализированных курсов коррекционно-развива-

ющих занятий для таких детей;

•сопровождение детей со стойкими трудностями в учебе и адапта-

ции в социуме;

•консультирование родителей и учителей по вопросам эффектив-

Ной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении.

По результатам обследования ребенка в ПМПК администрация

школы и родители получают заключение консилиума и рекомендации

По изменению условий обучения, улучшению ситуации развития ре-

Бенка, по коррекции проблем обучения и адаптации. Помимо этого,

В случае необходимости, ребенок направляется в коррекционно-раз-

Вивающие группы и на индивидуальные занятия к специалистам: пси-

Хологу, дефектологу, логопеду.

Особую сложность представляет дифференциальная диагностика

Самого распространенного речевого нарушения —общего недоразви-

Тия речи и других нарушений.

Общее Необходимо отграничивать общее недоразвитие

Недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования.

Речи и задержка Причинами задержки развития речи обычно яв-

Речевого ляются педагогическая запущенность, недоста-

Развития точность речевого общения ребенка с окружа-

Ющими, двуязычие в семье. Наиболее точное

Разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического

Обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом

Основы специальной педагогики и психологии

Речевом диагнозе, будут наличие органического поражения центральной

Нервной системы, более выраженная недостаточность психических

функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обоб-

Щениями. Одним из важных диагностических критериев является воз-

Можность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи

Грамматических норм родного языка —понимание значения граммати-

Ческих изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений

Слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры

Слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недо-

Развитии речи (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, 1990).

Общее Дифференциальная диагностика речевых на-

Недоразвитие рушений и умственной отсталости может затруд-

Речи И умственная няться, так как общее психическое недоразвитие

ОТСТЭАОСТЬ всегда в той или иной степени сопровождается

Недоразвитием речи, а с другой стороны, при

Выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задер-

Жанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев

Диагностика может быть успешной только в результате динамическо-

Го изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от

Детей с отклонениями в умственном развитии, имеющих тотальный

Интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной

Деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наибольшие

трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов

В отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу

Усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные за-

Дания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании

Обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференци-

Рованные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей

речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно старают-

Ся избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправ-

Ленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную за-

Интересованность и сообразительность при выполнении заданий.

Общее Если разграничение детей с ОНР и умственной

Недоразвитие отсталостью встречает некоторые трудности, то

Речи И ЗПР дифференциацию ОНР и ЗПР во многих слу-

Чаях не удается осуществить. У детей с ЗПР,

Так же как и при ОНР, отмечаются слабость произвольного внимания

И недостатки в развитии наглядного и словесно-логического мышле-

Глава 8, Логопедия и логопсихология ]_87

Ния. Речевая функция также обладает некоторыми сходными харак-

Наши рекомендации