Отдел речевого анализатора: неправильное строение зубов, корот-
кий язык и т. п.);
•функциональные или психогенные (нарушения нейродинамики);
•социально-психологические причины.
Развитие речевой деятельности в онтогенезе
Ведущие специалисты в области лингвистики, психологии, педагоги-
Ки выделяют разное количество этапов развития речи детей (Т. Л. Ро-
Глава 8. Логопедия и логопсихология Г75
Зенгард-Путко, А. Н. Гвоздев и др.)- А. А. Леонтьев выделил следу-
ющие этапы развития речи детей: подготовительный (до 1 года), пред-
Дошкольный —этап первичного овладения языком (от 1 года до 3 лет),
Дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный (со времени поступления в шко-
Лу до ее окончания).
Развитие речи ребенка начинается с 3-х месяцев, с периода гуле-
ния —это этап активной подготовки речевого аппарата к произно-
Шению звука. Одновременно осуществляется процесс развития по-
Нимания речи, т. е. нмирессивная речь. Ребенок начинает различать
Интонацию, затем слова, обозначения предметов и действий. Лепет ха-
Рактеризуется производством сочетаний звуков неопределенно-арти-
Кулируемых. Ребенок к б месяцам пытается произнести звуки, похо-
Жие на слова.
В 9-10 месяцев ребенок произносит отдельные слова, состоящие из
одинаковых парных слогов (папа, мама). К концу первого года словарь
Достигает 8-12 слов.
На 2-м году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся сред-
Ством речевого общения, т. е. развивается экспрессивная речь. Развитие
Речи ребенка осуществляется по подражанию, следовательно, большую
Роль в ее формировании играют родители и речевая обстановка в семье.
В период 1-го года жизни ребенок перенимает все элементы зву-
Чащей речи. Во 2-м полугодии ребенок воспринимает определен-
Ные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями.
В это время ребенок реагирует на весь комплекс воздействия, ситу-
ацию, интонацию, слова. Все это помогает образованию временных
Связей. В возрасте 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми все
Более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев
Появляются реакции на слова, независимо от ситуации и интона-
Ции говорящего.
После 3 лет начинается этап становления активной речи. В это вре-
Мя у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих.
Первые слова ребенка носят обобщенно смысловой характер, т. е. од-
Ними и теми же словами он выражает разные чувства. Понять ребенка
Можно по ситуации общения. Переход от данного вида речи к контекст-
Ной происходит к 5 годам.
С 1,5 лет у ребенка появляется возможность понимания словесной
Речи взрослых. На протяжении 2-го и 3-го годов происходит значи-
Тельное накопление словаря: в 1,5 года —10-15 слов, к концу 2-го — 300 слов, к концу 3-го —около 1000 слов. Значения слов становятся
Более определенными.
Основы специальной педагогики и психологии
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грам-
Матический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания од-
Нш# словом, потом примитивными фразами, словами без согласова-
Ния, соподчинения слов в предложении. К 2-м годам дети практически
Овладевают навыками употребления форм единственного и множе-
Ственного числа, имен существительных, времени и лица глаголов,
Используют некоторые падежные окончания. В это время понимание,
Речи значительно превосходит произносительные возможности.
В дошкольный период развития речи у большинства детей еще отме-
Чается неправильное звукопроизношение. Развивается навык слухового
Контроля, формируется фонематическое восприятие, увеличивается сло-
Варный запас. Активный словарный запас к 4-6 годам составляет 3000-
Слов. Значения слов обогащаются и уточняются. У ребенка растет
Опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка.
Параллельно идет развитие грамматического строя. Дети 4-го года
Жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.
Наиболее распространенные формы высказывания —простое рас-
Пространенное предложение. К 5 годам дети относительно свобод-
Но пользуются структурой сложноподчиненного и сложносочиненного
Предложения. Начиная с этого возраста высказывания детей напоми-
нают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают
В себя все большее количество предложений. К 5 годам дети овладева-
Ют монологической речью и могут выполнить пересказ сказки без до-
Полнительных вопросов из 40-50 предложений.