Но-волевой сферы, личности детей с нарушением зрения и слуха.
4. Назовите специфические задачи обучения и воспитания детей:
•слепых и слабовидящих;
•глухих и слабослышащих.
Темы рефератов
Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слу-
Хового анализатора.
Развитие и использование остаточного зрения.
Современная теория компенсации слепоты.
Влияние слепоты и слабовидения на развитие эмоционально-во-
Левой сферы.
Восприятие и ощущения у детей с нарушенным слухом.
Условия овладения речью глухими детьми.
Специфические закономерности психического развития детей,
Имеющих нарушения слуха.
Литература
Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. —М., 1987.
Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание де-
Тей с нарушениями зрения. —М., 1992.
Зайцева Г. Л. Дактилология. Жестовая речь. —М., 1992.
Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С. Выготским о проблемах современной
Сурдопедагогики //Дефектология, 1998. —№ 2.
Земцова М. Н. Учителю о детях с нарушениями зрения. —М.,
1973.
Крайний В. А., Крайнина 3. М. Человек не слышит. —М., 1987.
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 169
Кукушкина О. И. Организация использования компьютерной
Техники в специальной школе // Дефектология, 1994. —№ 6.
Леонгард Э. И., Самсонов Е. Г. Система формирования и развития
речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха //
Инновация в российском образовании. Специальное (коррекци-
онное) образование. —М., 1999.
Глава 8
Логопедия и логопсихология
Краткое содержание темы. Предмет, задачи и методы логопедии. Стро-
Ение речевого аппарата. Виды речи и основные причины ее нарушения.
Развитие речевой деятельности в онтогенезе. Современные классифика-
Ции речевых нарушений. Предмет, задачи и методы логопсихологии. Пси-
Холого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК.
Психокоррекциониая и профилактическая работа с детьми, имеющими
Речевые нарушения. Элементы психотерапии в работе логопеда.
Предмет, задачи и методы логопедии
Логопедия —наука о нарушениях речи, методах их предупреждения,
Выявления и устранения средствами специального обучения и воспи-
Тания.
Предметом логопедии являются нарушения речи, а также обучение
И воспитание лип с расстройствами речевой функции. Логопедия
Изучает людей, страдающих нарушениями речи, —логопатов. Она рас-
Сматривает расстройства речи с позиции предупреждения и преодоле-
Ппя средствами специального организованного обучения и воспита-
Ния, таким образом, ее относят к специальной педагогике.
По возрасту логопатов выделяют дошкольную, школьную и логопе-
Дию подростков и взрослых.
Задачами логопедии являются:
I) изучение онтогенеза речевой функции при различных наруше-
ниях:
Определение распространенности, симптоматики и степени про-
явления нарушений речи;
Выявление динамики спонтанного направленного развития де-
Тей с нарушениями речевой функции, а также характера влияния
Речевых расстройств на формирование их личности, психическое
развитие, па ощущение различных видов функций, поведения;
Глава 8. Логопедия и логопсихология
Нарушение особенностей формирования речи и речевых наруше-
ний у детей с различными отклонениями в развитии;
Выявление этиологии, механизмов, структуры, симптоматики ре-
чевых расстройств;
6) разработка методов первичной диагностики речевых расстройств;
7) систематизация речевых расстройств;
Разработка принципов, дифференцированных методов и средств
устранения речевых расстройств;
Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Теоретический аспект логопедии —изучение речевых расстройств
И разработка научно обоснованных методов их профилактики, выяв-
Ления и преодоления. Практический аспект —профилактика, выявле-
Ние и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические
Задачи логопедии тесно взаимосвязаны.
Выделяют следующие связи логопедии с другими науками: межси-
Стемные (с медико-биологическими и лингвистическими науками)
И внутрисистемные (с педагогикой, различными отраслями специаль-
Ной педагогики, методами обучения родному языку и математике,