Нии личности при дефекте зрения.
Основы специальной педагогики и психологии
Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье
Требуют от родителей знания особенностей развития ребенка с нару-
Шенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование
Психических функций, двигательных, социальных, учебных и других
Умений, способов и приемов формирования и развития навыков ори-
Ентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружа-
Ющего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и
Взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий
Ребенка мир при помощи сохранных чувств.
Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются
государственными учреждениями общественного воспитания детей
Слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией,
в возрасте от 2-3 до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание,
Лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций
зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.
Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ре-
Бенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень наруше-
Ния зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физи-
Ческое развитие ребенка.
Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных груп-
Пах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановле-
Ние остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное
Внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, преж-
Де всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве,
А также формированию навыков самообслуживания. Проводится ра-
Бота по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции
Познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию
Навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.
Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и ося-
Зания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.
Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой
государственной системы специального образования и функциониру-
Ют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспита-
ния детей с особыми образовательными потребностями. Обучение
И воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собствен-
Ных принципов и особых задач, направленных на восстановление, кор-
Рекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, орга-
Низацию дифференцированного обучения.
В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны
выполнять следующие функции:
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 157
•учебно-воспитательную;
•коррекционно-развивающую;
•санитарно-гигиеническую;
•лечебно-восстановительную;
•социально-адаптационную;
•профориентационную.
Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зре-
Нием, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой
(социальной, природной и др.).
Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирова-
Ние у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции,
Осознание способов самореализации и овладение ими зависят прежде
всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.
Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей прояв-
ляется в следующем:
•учете общих закономерностей и специфических особенностей
Развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возмож-
ности;
•модификации учебных планов и программ, увеличении сроков
Обучения, перераспределении учебного материала и изменении
темпа его прохождения;
•дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполня-
Емости классов и воспитательных групп, применении специаль-
Ных форм и методов работы, оригинальных учебников, нагляд-
ных пособий, тифлотехники;
•специальном оформлении учебных классов и кабинетов, созда-
Нии санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-
восстановительной работы;
•усилении работы по социально-трудовой адаптации и саморе-
Ализации выпускников.
Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране
Имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых
общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.