Хофизического развития и полноценного познания окружающего
Мира с опорой на сохранную анализаторную сеть.
Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности
Зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации
И познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нару-
Шениями.
В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует ис-
Ходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с пер-
Вых месяцев его жизни.
Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с яв-
Лениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и
При движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остает-
Ся у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие
Сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор
Окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, по-
Этому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а пред-
Ставления имеют качественное своеобразие.
У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть
Двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение.
Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением
Цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зре-
Ния, имеются врожденные формы патологии цветоощущения. Коррек-
Ционная работа направлена на использование специальных приемов и
Способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осяза-
Ние, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтети-
Ческие образы реальной действительности.
Оостаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение
Для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэто-
Му оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диаг-
Ностика, периодическое консультирование у офтальмолога, тифлопе-
Дагога, психолога.
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 155
Большое значение в восприятии и познании окружающей действи-
Тельности у слепых и слабовидящих имеет осязание. Тактильное вос-
Приятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощуще-
Ний (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура
Материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, уста-
Навливать пропорциональные отношения.
Наряду с осязанием у слепых и слабовидящих в различных видах
Деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь.
С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно опреде-
Лять предметные и пространственные свойства окружающей среды.
Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидя-
Щих проводятся упражнения на дифференциацию —различение и оцен-
Ку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного
Звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам,
Устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, проис-
Ходящих в них.
Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различны-
Ми видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представ-
Лений, пространственного мышления, пространственной ориенти-
Ровки.
Пространственная ориентировка является существенной частью
Свободного движения в пространстве.
Различные структуры психологической системы, формирующейся
У слепых разного возраста, являются основой для эффективной кор-
Рекции дефектов их пространственной ориентировки.
Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения
Имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нару-
Шения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушен-
Ным зрением должны регулярно получать консультативную помощь
Специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.
Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все
Свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о про-
Исходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы
≪видеть с помощью слуха≫. Успешность компенсаторной перестрой-
Ки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспита-
Ния. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого
Или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима
Или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формирова-