Мо воспитание положительного отношения к труду. На трудовую де-
Ятельность влияет и замедленное формирование межличностных от-
Ношений, в частности, допускаются крайности в оценке окружающих,
Недостаточно дифференцируются личные и деловые отношения. В проф-
Ориентации следует учитывать и особенности в развитии двига-
Тельной сферы: недостаточно точную координацию и неуверенность
Движений, трудность сохранения статического и динамического рав-
Новесия, относительно низкий уровень пространственной ориентации,
Замедленная скорость отдельных движений. А. П. Гозовая выделила
ограничения в подборе профессий:
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 151
•не рекомендуются производства с акустической сигнализацией
Опасности, с высотой, в условиях постоянного речевого контакта
с окружающими;
•следует подбирать профессии, соответствующие тому уровню
образования, которое имеет конкретный человек с нарушени-
Ем слуха.
Дети с нарушениями зрения
Следующую группу детей с дизонтогениями по дефицитарному
Типу составляют лица с нарушениями зрения. Закономерности и осо-
Бенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения
Изучает тифлопсихология. Ее данные актуальны для тифлопедагоги-
Ки —науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.
В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на сле-
Пых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой
Категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниче-
Нии зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь
Процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями
Зрения возникают специфические особенности деятельности, обще-
Ния и психофизического развития.
Слепые (незрячие) —подкатегория лиц с нарушениями зрения,
У которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется
Светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиент-
ными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой
Зрения до 0,08.
По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (то-
Тальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются
Зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеет-
Ся светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать
Свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.
Слабовидящие —подкатегория лиц с нарушениями зрения, име-
Ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор-
Рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабо-
Видящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных
Функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное
Зрение).
Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следу-
Ющих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изу-
Чение зрения и аномалий психического и физического развития при
Этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восста-
Основы специальной педагогики и психологии
Новлення нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабо-
Видении; изучение условий формирования и всестороннего развития
Личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное
Место занимают: разработка содержания, методов и организация обу-
Чения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной
подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры
специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка
научных основ построения учебных планов, программ, учебников,
Частных методик.
Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счита-
Ется В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник
и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреж-
Дений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюн не толь-
Ко началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось
Гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества,
нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетием возрасте,
Воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального ин-
Ститута слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обу-
Чения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система
Рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные