Мо воспитание положительного отношения к труду. На трудовую де-

Ятельность влияет и замедленное формирование межличностных от-

Ношений, в частности, допускаются крайности в оценке окружающих,

Недостаточно дифференцируются личные и деловые отношения. В проф-

Ориентации следует учитывать и особенности в развитии двига-

Тельной сферы: недостаточно точную координацию и неуверенность

Движений, трудность сохранения статического и динамического рав-

Новесия, относительно низкий уровень пространственной ориентации,

Замедленная скорость отдельных движений. А. П. Гозовая выделила

ограничения в подборе профессий:

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 151

•не рекомендуются производства с акустической сигнализацией

Опасности, с высотой, в условиях постоянного речевого контакта

с окружающими;

•следует подбирать профессии, соответствующие тому уровню

образования, которое имеет конкретный человек с нарушени-

Ем слуха.

Дети с нарушениями зрения

Следующую группу детей с дизонтогениями по дефицитарному

Типу составляют лица с нарушениями зрения. Закономерности и осо-

Бенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения

Изучает тифлопсихология. Ее данные актуальны для тифлопедагоги-

Ки —науки о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на сле-

Пых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой

Категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниче-

Нии зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь

Процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями

Зрения возникают специфические особенности деятельности, обще-

Ния и психофизического развития.

Слепые (незрячие) —подкатегория лиц с нарушениями зрения,

У которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется

Светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиент-

ными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой

Зрения до 0,08.

По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (то-

Тальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются

Зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеет-

Ся светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать

Свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие —подкатегория лиц с нарушениями зрения, име-

Ющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с кор-

Рекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения, слабо-

Видящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных

Функций (цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное

Зрение).

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следу-

Ющих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изу-

Чение зрения и аномалий психического и физического развития при

Этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восста-

Основы специальной педагогики и психологии

Новлення нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабо-

Видении; изучение условий формирования и всестороннего развития

Личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное

Место занимают: разработка содержания, методов и организация обу-

Чения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной

подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры

специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка

научных основ построения учебных планов, программ, учебников,

Частных методик.

Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счита-

Ется В. Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник

и последователь Д. Дидро, основатель первых образовательных учреж-

Дений для слепых во Франции и в России. Благодаря В. Гаюн не толь-

Ко началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось

Гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества,

нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Л. Брайль (1809-1852), потерявший зрение в трехлетием возрасте,

Воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального ин-

Ститута слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обу-

Чения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система

Рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные

Наши рекомендации