Умственно отсталые дети —дети, перенесшие заболевание (во
Внутриутробном периоде развития, при рождении или в самом
Раннем возрасте), которое остановило нормальное развитие моз-
Га. У таких детей низкая способность к обучению, они неспособ-
Ны к сложным формам абстрагирования и обобщения.
Ослабленные, или церебро-астенические, дети. Они быстро те-
Ряют работоспособность, хорошо воспринимают учебный мате-
Риал лишь в течение 20-30 мин., работать на последних уроках
Совсем не могут.
Наиболее многочисленной является группа педагогически запу-
Щенных детей. Л. С. Славина, изучая таких учащихся, обнаружила
Различные причины, порождающие неуспеваемость.
Это —отсутствие нужных общественных мотивов учения, ≪интел-
лектуальная пассивность≫, неправильные навыки и способы учебной
Работы (неумение учиться), неправильное отношение к труду (неак-
Куратность, недобросовестность). Также ею были выделены различ-
ные причины недисциплинированности.
Представляют интерес и типы неуспевающих школьников, выде-
Ленные Н. И. Мурачковским.
Й т и п. Низкое качество мыслительной деятельности сочетает-
Ся у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохра-
нением ≪позиции школьника≫. Среди этих учащихся, в свою очередь,
Выделяются 2 подгруппы. Одни неуспех в учебной деятельности ком-
Пенсируют с помощью какой-либо практической деятельности, дру-
Гие такой компенсации не имеют, что затрудняет выработку адекват-
Ной самооценки и затрудняет работу учителя.
Основная направленность работы с этими учащимися —развитие
их мыслительной деятельности и самостоятельности.
Й тип. Высокое качество мыслительной деятельности у этих
Неуспевающих сочетается с отрицательным отношением к учению при
частичной или даже полной утрате ≪позиции школьника≫. Среди этой
Группы выделяются 2 подгруппы: 1) учащиеся компенсируют свой
Неуспех в учении какой-либо интеллектуальной деятельностью (чте-
Нием), что создает благоприятные условия для воспитания; 2) не-
Успех в учении обусловлен сформировавшимися отрицательными
Моральными установками по отношению к учителям, школе. Эти
Школьники компенсируют свой неуспех в учении связью с каким-то
Другим коллективом.
Основы специальной педагогики и психологии
Й т и и. ДЛЯ неуспевающих этого типа характерны низкий уро-
Вень умственного развития, а также отрицательное отношение к уче-
Нию. Для того чтобы вызвать положительное отношение к учению, не-
Обходимо таким учащимся давать легкие задачи, но для того, чтобы
Развить интеллект, нужны относительно трудные задачи.
Понятия ≪неуспевающие дети≫ и ≪дети с пониженной обучаемо-
стью≫ совпадают не полностью. Среди неуспевающих школьников
Имеются дети, неудовлетворительные оценки которых объясняются не
Пониженной обучаемостью, а иными причинами. С другой стороны, не
Всякий ребенок с пониженной обучаемостью обязательно будет стой-
Ко неуспевающим (при определенных благоприятных условиях неко-
Торые из детей будут более или менее успешно овладевать программ-
ными заданиями).
Вопросы для обсуждения
Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А. Н. Ле-
Онтьевым, А. Р. Лурией, А. А. Смирновым.
Перечислите группы неуспевающих по Н. И. Мурачковскому.
3. Являются ли синонимами понятия ≪неуспевающие дети≫ и ≪дети
с пониженной обучаемостью≫?
Каковы причины возникновения неуспеваемости?
Какие причины могут вызвать задержку развития?
Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?
Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?
Литература для семинарских занятий
Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В. И. Лубов-
Ского, Н. А. Цыпиной. —М., 1989.
Воспитание детей с задержкой психического развития в процес-
Се обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т. А. Власовой
Идр.-.М., 1981.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред.
Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. —М., 1971.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власо-
Вой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. —М., 1984.
Егорова Т. Е. Особенности памяти и мышления младших школь-
Ников, отстающих в развитии. —М., 1973.
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) ^35
Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С. Очерки по психологии аномально-
Го развития личности. —М., 1980.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.