Ствия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной
задачи, или помогает наметить план действий. Обучающая помощь не-
Обходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы ре-
Шить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие
Исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдель-
ные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельно-
Сти, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко
Справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик
совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной
работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно.
Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление
ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активно-
Сти ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать
В работе с детьми с ЗПР.
Контрольные вопросы
Назовите причины школьной неуспеваемости детей.
2. Какие вы знаете термины для детей с легкими отклонениями в раз-
Витий?
Дайте характеристику инфантилизму как клинической форме
ЗПР.
Приведите классификацию инфантилизма по Г. Е. Сухаревой
И по М. С. Певзнеру.
5. Расскажите о каждом из четырех вариантов классификации ЗПР
По К. С. Лебединской.
Перечислите особенности психики детей с ЗПР.
Дайте характеристику разных групп детей с ЗПР.
Расскажите об особенностях обучения детей с ЗПР.
Материалы для семинарского занятия
Основные ПОНЯТИЯ Темп психического онтогенеза; инфантилизм;
Астенические состояния; церебрастенические
Состояния; ЗПР конституционального происхождения; ЗПР сомато-
Генного Типа, психогенного типа; ЗПР церебрально-органического
Происхождения; развитие психики по типу психической неустойчиво-
Сти (при гипоопеке и гиперопеке), по невротическому типу; обменно-
Основы специальной педагогики и психологии
Трофические нарушения; соматические, энцефалонатические, невро-
Логические осложнения; соматическая недостаточность, тонус, педа-
Гогическая запущенность, психолого-педагогическая коррекция, эн-
Цефалопатические расстройства; классы компенсирующего обучения,
Классы выравнивания.
Методические Данное семинарское занятие предлагается посвя-
Указания тить рассмотрению проблем школьной неуспе-
для подготовки ваемости и их причин. Выделенная на лекции
К семинарскому основная причина школьной неуспеваемости — занятию ЗПР, дополняется другими важными причина-
Ми, которые необходимо рассмотреть на этом
занятии. Студенты самостоятельно изучают теоретический материал
при подготовке к семинарскому занятию, а затем обсуждают предла-
гаемые им вопросы.
Цель занятия: исследование особенностей психики детей с ЗПР
И причин школьной неуспеваемости у учащихся различного возраста.
Проблемы По данным МО РФ (1997), среди детей, по-
И причины ступающих в первый класс, свыше 60 % относят-
ШКОЛЬНОЙ ся к категории риска школьной, соматической
Неуспеваемости и психофизической дезадаптации. Из них око-
В теории ло 35 % составляют те, у кого еще в младших
И практике группах детского сада были обнаружены очевид-
Обучения ные расстройства нервно-психической сферы.
Число учащихся начальной школы, не справ-
ляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за по-
следние 20 лет возросло в 2-2,5 раза, достигнув 30 % и более от общего
Числа школьников. По данным медицинской статистики, ухудшение
Состояния здоровья учащихся за 10 лет обучения (в 1994 году здоро-
выми были признаны лишь 15 % детей школьного возраста) становится
Одной из причин трудностей их адаптации к школьным нагрузкам. На-
Пряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению со-
Матического и психоневрологического здоровья ослабленного ребенка.
Рассматривая неуспеваемость, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, А. Р. Лу-
Рия указывают различные причины этого явления. Авторы выделяют
Две основные группы причин неуспеваемости: объективные (непо-
Сильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъек-
Тивные (психологические особенности учащихся).
Анализируя психологические особенности учащихся (субъектив-
Ные причины), различают несколько групп неуспевающих. Среди них
Особо следует выделить следующие.
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 133
Педагогически запущенные дети.