Выраженным нейродинамическим расстройствам в виде болезненно-
Го преобладания процессов возбуждения и торможения. Уровень ум-
Ственной работоспособности зависит от степени ослабленности ребен-
Ка и характера органического или функционального поражения мозга.
Всем детям с задержкой психического развития свойственно сни-
Жение внимания. По данным психолога Г. И. Жаренковой, снижение
устойчивости внимания у этих ребят может носить разный характер:
максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания
И последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания
После некоторого периода работы; периодические смены напряжения
Внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
Исследования психологов выявили у большинства детей с задержкой
Психического развития неполноценность тонких форм зрительного
И слухового восприятия, пространственные и временные нарушения,
недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных
Программ. Таким детям нужно больше времени для приема и перера-
Ботки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это
проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновре-
Менно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для
ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особен-
Ностей восприятия таких детей является то, что сходные качества
предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру,
воспринимается как круг).
У этой категории ребят недостаточно сформированы простран-
Ственные представления: ориентировка в направлениях пространства
Осуществляется на уровне практических действий, затруднено вос-
Приятие перевернутых изображений, возникают трудности при про-
Странственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространствен-
Ных отношений тесно связано со становлением конструктивного
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 1_23
Мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров
Дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить
Полноценный анализ формы, установить симметричность, тожде-
Ственность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию
На плоскости, соединить ее в единое целое. Надо заметить, что относи-
Тельно простые узоры дети с задержкой психического развития, в от-
Личие от умственно отсталых, выполняют правильно.
Значительные ≪ножницы≫ наблюдаются у детей с задержкой пси-
Хического развития между формированием практических умений и на-
Выков в области пространственных отношений и возможностью их
Понимания и отражения в речи. Ребята испытывают большие трудно-
Сти в понимании логико-грамматических структур, выражающих про-
Странственные отношения, им сложно дать словесный отчет при вы-
Полнении заданий, основанных на осознании этих отношений.
Память у таких детей снижена. Особенно страдают те ее виды, кото-
Рые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное запо-
Минание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти.
Механическая память этих детей характеризуется снижением про-
Дуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое
Для полного заучивания, близко к норме. Ребята, хотя и испытывают
Затруднения на начальном этапе запоминания слов, в большинстве
случаев успешно справляются с заданием (умственно отсталые дети
С ним не справляются). Непроизвольное запоминание у младших
Школьников с задержкой психического развития менее продуктивно,
Чем у нормально развивающихся 5-6-летних дошкольников. Отмеча-
Ется снижение продуктивности и устойчивости произвольного запо-
Минания, особенно в условиях значительной нагрузки.
Дети с задержкой психического развития обнаруживают наибольшие
Нарушения при владении опосредованным запоминанием. Наблюдает-
Ся значительное расхождение между возможностью применить опреде-
Ленный интеллектуальный прием и продуктивностью его использова-
ния. Очень показательно в плане диагностики выполнение задания на
изучение опосредованного запоминания (методика А. П. Леонтьева):
Называются слова, и ребенка просят, чтобы он для облегчения запоми-
Нания подобрал к каждому слову картинку. Глядя на картинки, ребенок
должен воспроизвести заданные слова. При выполнении этого задания