Астения задерживают развитие активных форм деятельности, способ-
Ствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость,
Неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени
Обусловливаются созданием для больного или физически ослаблен-
Ного ребенка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлени-
Ям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантили-
Зация, вызванная условиями гиперопеки. Таких детей легко отличить
от обычных сверстников: они не пытаются самостоятельно отвечать
на поставленные им элементарные вопросы, а если и отвечают, все вре-
Мя оглядываются на маму, одобрит ли она их ответ или нет.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными усло-
Виями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не ис-
Ключает ее патологического характера. Как известно, при раннем
Возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фак-
Тора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ре-
Бенка, обусловливающие патологическое развитие его личности. Так,
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) ]2Ѓ}
В условиях безнадзорности может формироваться патологическое
Развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение
Тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чув-
Ства долга и ответственности. В условиях гиперопеки психогенная за-
Держка эмоционального развития проявляется в формировании эго-
Центрических установок, неспособности к волевому усилию, труду.
В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают же-
Стокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невроти-
Ческое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться как
отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость.
ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значи-
Мость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений
И частой необходимости в применении специальных мер психолого-
иедагогической коррекции. Причиной данной формы ЗПР являются:
Патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы
Нервной системы в первые годы жизни. Сходство данной формы ЗПР
С олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ран-
Них этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности по-
Ражения. Другим фактором является время поражения. ЗПР значи-
Тельно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями
Мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных
Мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности
Их грубого недоразвития. Тем не менее Л. Тарнополь и другие ученые
Предполагают возможность генетической этиологии. Рассмотрев основ-
Ные причины ЗПР, остановимся на особенностях психики детей с ЗПР.
Особенности психики детей с ЗПР
Общие Задержка психического развития вызывается
Особенности самыми разными причинами. Вместе с тем дети
Этой категории имеют ряд общих особенностей
Развития познавательной деятельности и личности. Данные, получен-
Ные учеными-медиками, указывают на наличие у них легких органи-
Ческих поражений коры головного мозга. Остановимся на особенно-
Стях психического развития этих ребят.
У всех детей с задержкой психического развития не сформирова-
На готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости
Функционального состояния центральной нервной системы (слабость
процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании
Сложных условных связей, отставание в формировании связей между
Основы специальной педагогики и психологии
Анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом
Овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные
по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспро-
Изведении текста.
Говоря о готовности к школьному обучению, мы имеем в виду в пер-
вую очередь определенный уровень сформированное™всех психиче-
Ских процессов, позволяющий ребенку полноценно овладевать про-
Граммным материалом. Дети с задержкой психического развития
Отличаются сниженной умственной работоспособностью. В качестве
Причин, вызвавших ее нарушение, выступают и хронические заболе-
Вания, которые, кроме общей ослабленности, могут приводить к более