В большей или меньшей мере дисгармоничной. Среди клинических
вариантов осложненного психического инфантилизма В. В. Ковалев
выделяет также церебрастенический и неврастенический варианты,
а также вариант сочетания психического инфантилизма с парциаль-
Ной психической акселерацией, встречающийся у детей с хронически-
ми соматическими заболеваниями, например, при врожденном поро-
Ке сердца.
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) щ
Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, И. А. Юркова считают основными
Признаками инфантилизма недоразвитие аффективно-волевой сферы
С яркостью эмоций и их влиянием на поступки и действия, поверхно-
Стный, игровой характер интересов, слабую способность к волевому
Усилию, повышенный фон настроения.
В возникновении инфантилизма большое значение придается как
Наследственным факторам, так и экзогенным. В. П. Кудрявцева (1956)
Указывает на роль перенесенных в раннем детстве длительных желу-
Дочно-кишечных заболеваний. 3. И. Лятс (1967) описал инфантилизм
У детей 3-4 лет, родившихся у матерей, болевших токсоплазмозом.
Б. А. Гиляровский (1931), Н. И. Озерецкий (1938) наблюдали ин-
Фантильных детей, родители которых страдали хроническими ин-
Фекционными заболеваниями (туберкулез, сифилис), хроническим
Алкоголизмом. Г. Е. Сухарева (1965) подчеркивает заметное разви-
Тие патологии при повторных и длительных инфекционных заболева-
Ниях в раннем возрасте.
Y. Billklewlez (1966) указывает на роль голодания матери во время
Беременности. Реализация экзогенных вредностей осуществляется
Через эндокринную систему плода. Авторы-исследователи указывают
на важность определения доли наследственности факторов в этиоло-
Гии форм недоразвития.
В дальнейшем большой вклад в развитие понятий о ЗПР и основах
Обучения детей внесли К. С. Лебединская, В. В. Ковалев, 3. И. Калмы-
Кова, Т. В. Егорова и др. В последние годы это направление возглавля-
Ет С. Г. Шевченко, заведующая сектором детей с трудностями в обуче-
Нии НИИ Коррекционной педагогики РАО.
К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает
четыре основных варианта ЗПР:
•ЗПР конституционального происхождения;
•ЗПР соматогенного происхождения;
•ЗПР психогенного происхождения;
•ЗПР церебрально-органического генеза.
В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных
вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоци-
Ональной и интеллектуальной сферы.
При ЗПР конституционного происхождения инфантильности пси-
Хики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека,
Отличающегося детской пластичностью мимики и моторики. Эмоцио-
Нальная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени
Основы специальной педагогики и психологии
Развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего
Возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных
Реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой вну-
шаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы
В игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же
Время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Шко-
Ла для них является продолжением игры, они приносят с собой кукол,
Забираясь с ними под парту. Психологи советуют родителям таких де-
тей не отдавать их рано в школу, дать им возможность ≪доиграть≫.
В первом классе малая направленность на длительную интеллектуаль-
Ную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам
дисциплины (Т. А. Власова, М. С. Певзиер). Следует помнить, что не-
Зрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Не-
Благоприятные условия жизни могут способствовать патологическому
Формированию личности по неустойчивому типу (Г. Е. Сухарева и др.).
Нередки случаи сомато-психического инфантилизма в семье. ≪Ин-
фантильная≫ конституция может быть сформирована и в результате
Негрубых обменно-трофических заболеваний, перенесенных на пер-
Вом году жизни (К. С. Лебединская и др.).
При соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость обусловлена дли-
Тельными хроническими заболеваниями, пороками в развитии сердца
И т. д. Снижение физической активности в данном случае стимули-
Рует недостаток информации, становление жизненно важных психи-
Ческих функций тормозится. Хроническая физическая и психическая