Ный интеллект соответствует норме, вербальный —нижняя граница
Нормы. Креативность крайне низкая.
Самооценка слабо дифференцирована, самооценочные суждения
незрелые,*зависят от мнения более старшнх подростков. Уровень при-
Тязаний низкий, неустойчивый. Круг интересов ограничен, познава-
Тельные интересы не развиты, преобладает игровая мотивация. Эмо-
Ции крайне лабильны. Отмечается высокая внушаемость.
Какой тип нарушений психического развития отмечается в дан-
Ном случае?
Соответствует ли психическое и личностное развитие испыту-
Емого паспортному возрасту?
Задача 7. Оля С, 16 лет. Девочка находится на стационарном об-
Следовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории
Болезни известно, что роды у матери проходили патологически: из-
Влечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку
Держать девочка стала к 5 месяцам, сидеть —в 9, ходить —в 1 год и 9 ме-
Сяцев. Отдельные слова —к 1,5 годам, фразовая речь —к 4-м.-Детский
Сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы.
Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обраща-
Лась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка про-
Должала учебу в обычной школе, дублируя l-ifri 5-й класс. В настоя-
Щее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству
Предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентиро-
Вана, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой
Тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт за-
Труднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.
Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое за-
Поминание затруднено; ассоциативное —ухудшает результаты. Исклю-
Чение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным призна-
Кам. Классификация также по конкретно-ситуативным признакам.
Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность
Недостаточна. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооцен-
Ка занижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков рез-
Ко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочи-
Танного, решение задач на 2 действия недоступно.
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 111
Какой тип нарушения психического развития имеет место?
В чем состоят первичный и вторичный дефекты?
Вопросы для обсуждения
1. Определение понятий ≪умственная отсталость≫, ≪олигофрения≫,
≪деменция≫.
Причины возникновения умственной отсталости.
Особенности психического развития умственно отсталых до-
Школьников, пути и средства их воспитания и обучения.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся специаль-
Ных (коррекционных) школ 8 вида для детей с нарушениями ин-
Теллекта.
Образование как средство реабилитации и достижения незави-
Симой жизни лицамис интеллектуальной недостаточностью.
Литература
для подготовки к семинарским занятиям
Блейхер В. М., Бурлачу к Л. Ф. Психологическая диагностика ин-
Теллекта и личности. —Киев, 1978.
Власов Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М., 1973.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под
Ред. В. В. Воронковой. —М., 1994.
Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной шко-
Ле. - М., 1993.
Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения,
Воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражне-
Ния в обучении умственно отсталых дошкольников. —М., 1993.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедаго-
Гика. - М., 1998.
Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 1999.
МаллерА. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая под-
Готовка детей с глубоким нарушением интеллекта. —М., 1998.
Матасов Ю. Т. Психические процессы и свойства личности ум-
Ственно отсталых детей. —Л., 1981.
Основы специальной педагогики и психологии
Матасов Ю. Т. Обучение и воспитание умственно отсталого ре-
Бенка. - М., 1981.
Олигофренопедагогика/ Под ред. Б. П. Пузанова. —М., 2000.
Петрова В. Г., Белякова И. Е. Психология умственно отсталого ре-
Бенка (олигофренопсихология). —М., 1996.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост.
А. Д. Виноградова. —М., 1985.
Глава 6
Психология детей с задержкой
Психического развития (ЗПР)
И основные направления коррекционно-
Развивающего обучения
Краткое содержание темы. История развития представлений о ЗПР.
Понятие и классификация ЗПР. Клинико-психолого-педагогическая ха-