Ется неоднородность развития интеллекта и способностей у боль-

Ных с болезнью Дауна.

В качестве психолого-педагогической коррекции предлагается ран-

Няя, в возрасте до 1 года, психолого-педагогическая помощь больным

Детям и их родителям. Эта помощь включает в себя сенсорную, эмоци-

Ональную стимуляцию, упражнения по развитию речи и моторики.

Дети с болезнью Дауна приблизительно в 40 % случаев способны

Овладеть навыками чтения и письма. Занятия по обучению чтению

Способствуют развитию устной речи.

Несмотря на эту систему ранней помощи, дети с болезнью Дауна

Нуждаются в обучении в специальных школах.

Практические Решите следующие психолого-педагогические

задания задачи.

Задача 1. Наташа С, 3 года, обследуется в ус-

Ловиях психиатрического стационара с целью установления места

Дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать

Оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение пер-

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 107

Вого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе.

Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевти-

Ческом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбак-

Териоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна

Быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоя-

Тельно ест, использует фразы из 2-3 слов.

При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту,

Выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить

Различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать.

Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение

Фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно,

Пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональ-

Ные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена

Истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обуча-

Ющего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов дей-

Ствия.

Какое нарушение развития можно предположить?

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Задача 2. Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в ус-

Ловиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью

Известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого ме-

Сяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отстава-

Ло формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год

И 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фра-

Зовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерыв-

Ный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый,

Подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что

Он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм-

Мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур-

Ки, застегивать пуговицы.

При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно бесе-

Дует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывает-

Ся шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне

≪головонога≫. Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х

Фрагментов, с помощью экспериментатора —из 3-х. Механическое

Запоминание —нижняя граница нормы, смысловое (построение фра-

зы) —значительно лучше. Доступны простые обобщения: ≪игрушки≫,

≪еда≫, ≪животные≫. Для выполнения всех заданий необходимо по-

Стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооцен-

Ка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.

Основы специальной педагогики и психологии

Какой тип нарушения развития у Вани?

2. Какие можно дать рекомендации?

Задача 3. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью опре-

Деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок

Родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца,

Сидеть научился к 9 месяцев, ходить —в 1 год и 5 месяцев. Отдельные

Слова появились к 2 годам, фразовая речь —к 4 годам. В детском саду

Программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдель-

Ные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступа-

ет в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно

Низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобще-

ния: ≪еда≫, ≪посуда≫, более сложные —невозможны. Запас знаний не-

Наши рекомендации