Ется неоднородность развития интеллекта и способностей у боль-
Ных с болезнью Дауна.
В качестве психолого-педагогической коррекции предлагается ран-
Няя, в возрасте до 1 года, психолого-педагогическая помощь больным
Детям и их родителям. Эта помощь включает в себя сенсорную, эмоци-
Ональную стимуляцию, упражнения по развитию речи и моторики.
Дети с болезнью Дауна приблизительно в 40 % случаев способны
Овладеть навыками чтения и письма. Занятия по обучению чтению
Способствуют развитию устной речи.
Несмотря на эту систему ранней помощи, дети с болезнью Дауна
Нуждаются в обучении в специальных школах.
Практические Решите следующие психолого-педагогические
задания задачи.
Задача 1. Наташа С, 3 года, обследуется в ус-
Ловиях психиатрического стационара с целью установления места
Дальнейшего пребывания. Из истории болезни известно, что мать
Оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение пер-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 107
Вого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе.
Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевти-
Ческом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбак-
Териоз, хронический тонзиллит. В настоящее время девочка должна
Быть переведена из дома ребенка в детский дом. Она ходит, самостоя-
Тельно ест, использует фразы из 2-3 слов.
При патопсихологическом обследовании Наташа доступна контакту,
Выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить
Различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать.
Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение
Фразы из 4-5 слов. Составление рассказа по картинкам недоступно,
Пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракулей. Эмоциональ-
Ные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена
Истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обуча-
Ющего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов дей-
Ствия.
Какое нарушение развития можно предположить?
2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?
Задача 2. Ваня М., 5 лет, находится на лечении и обследовании в ус-
Ловиях стационара в связи с ночным энурезом. Из беседы с матерью
Известно, что ребенок родился недоношенным, в течение первого ме-
Сяца жизни находился в отделении патологии новорожденных. Отстава-
Ло формирование навыков: сидеть Ваня стал к 9 месяцам, ходить в 1 год
И 3 месяца, отдельные слова стал произносить в 1 год и 2 месяца, фра-
Зовая речь появилась к 4 годам. Ночной энурез отмечается непрерыв-
Ный, частый, иногда до двух раз за ночь. Сейчас мальчик веселый,
Подвижный, посещает детский сад. Воспитательница жалуется, что
Он часто дерется, неусидчивый, не справляется с учебной програм-
Мой старшей группы, с трудом одевается, не умеет завязывать шнур-
Ки, застегивать пуговицы.
При патопсихологическом обследовании испытуемый охотно бесе-
Дует, играет. Внимание неустойчиво, выполнение заданий прерывает-
Ся шумной игрой, беганием по кабинету. Рисунок человека на уровне
≪головонога≫. Ребенок может собрать разрезанные картинки из 2-х
Фрагментов, с помощью экспериментатора —из 3-х. Механическое
Запоминание —нижняя граница нормы, смысловое (построение фра-
зы) —значительно лучше. Доступны простые обобщения: ≪игрушки≫,
≪еда≫, ≪животные≫. Для выполнения всех заданий необходимо по-
Стоянное привлечение внимания, пошаговые инструкции. Самооцен-
Ка завышена, представление о мнении окружающих не сформировано.
Основы специальной педагогики и психологии
Какой тип нарушения развития у Вани?
2. Какие можно дать рекомендации?
Задача 3. Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью опре-
Деления школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок
Родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 месяца,
Сидеть научился к 9 месяцев, ходить —в 1 год и 5 месяцев. Отдельные
Слова появились к 2 годам, фразовая речь —к 4 годам. В детском саду
Программу не усваивал. К настоящему моменту ребенок знает отдель-
Ные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.
При патопсихологическом обследовании ребенок с трудом вступа-
ет в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.
Объем внимания недостаточен. Работоспособность равномерно
Низкая. Темп сенсомоторики медленный. Доступны простые обобще-
ния: ≪еда≫, ≪посуда≫, более сложные —невозможны. Запас знаний не-