Ки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем
В специальных школах для детей с нарушением интеллекта.
Большинство юношей и девушек с незначительной степенью ум-
Ственной отсталости к моменту выпуска из школы по своим психо-
Метрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от
Нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустра-
Иваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, созда-
Ют семьи, имеют детей.
Эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными
Отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность,
Наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного
и федерального управления и т. д.
Основы специальной педагогики и психологии
Имбецильность является умеренной степенью умственной от-
Сталости. При этой форме поражены как кора больших полушарий
головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение вы-
Является в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возра-
Сте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести
месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Овладе-
Вают ходьбой после трех лет. У них практически отсутствуют гуление,
лепет, не формируется ≪комплекс оживления≫.
Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет со-
Бой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено зву-
Копроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки
Самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки,
Чем у нормально развивающихся детей.
Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены
Ощущения, восприятие, память, внимание, мышление.
Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является
неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Име-
Ющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон кото-
Рых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бед-
На, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
Дети с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность)
Признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. спо-
Собны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками,
Грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, на-
Учиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести само-
Стоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские
Сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть
Приняты в специальные (коррекционные) школы 8 вида, где для них
Созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах
Для детей с выраженным нарушением интеллекта.
По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они спо-
Собны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом
Работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвер-
Тов, коробок и т. д.). Практика показала, что лица с умеренной сте-
Пенью умственной отсталости прекрасно справляются с сельскохозяй-
Ственным трудом (опыт кэмпхилл-общин), который доставляет им
Радость, давая возможность самореализоваться.
Идиотия —самая тяжелая степень умственной отсталости. Диаг-
Ностика этих грубых нарушений возможна уже на первом году жизни
Ребенка. Среди многочисленных признаков особо выделяются нару-
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 91
Шения статических и моторных функций: задержка в проявлении диф-
Ференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на
Окружение, позднее появление навыков стояния, ходьбы, относитель-
Но позднее появление лепета и первых слов, слабый интерес к окружа-
Ющим объектам и игре.
Диагностика основывается также на данных о здоровье членов
Семьи, течении беременности и родов, а также на результатах генетиче-
Ских и пренатальных исследований.
У взрослых резко нарушены процессы памяти, восприятия, внима-
Ния, мышления, снижены пороги чувствительности. Им недоступно
Осмысление окружающего, речь развивается крайне медленно и огра-
Ниченно или не развивается вообще. Наблюдаются тяжелые наруше-
Ния моторики, координации движений, пространственной ориенти-
Ровки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению
Лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементар-