Ности одного и того же предмета.
Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого
предмета или явления (например, дырки), которое обязательно вклю-
Чало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несуще-
Ственных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него под-
Падали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие
Предметы под это определение не подходили.
Игра 10. Перечислить возможные причины
Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении
Какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно
Было проработать самые различные версии и только после этого при-
Нять решение.
Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, напри-
мер: ≪Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квар-
тиры распахнута настежь...≫ Дети должны быстро назвать как можно
Больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений,
Чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых баналь-
ных —≪забыл закрыть дверь≫ —и кончая нетривиальными —≪марси-
ане прилетели≫).
Основы специальной педагогики и психологии
Игра 11. Сократить рассказ
Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второ-
Степенное.
Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально крат-
Ко —в 2-3 предложениях, желательно сохранив основное его содер-
Жание.
В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных
Ответов.
Игра 12. Что на что похоже
Цель. Развитие ассоциативности мышления.
Игровое задание. 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а ос-
Тальные участники игры договариваются, какой предмет будет срав-
ниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: ≪То, что я загадал
похоже на...≫ —и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и под-
нял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с ба-
бочкой, винтом вертолета, с цифрой ≪8≫, которая лежит на боку. Отга-
Давший выбирает новых отгадывалыциков и предлагает следующий
Предмет для ассоциации.
Игра 13. Волшебные кляксы
Цель. Развитие ассоциативности мышления.
Игровое задание. Перед игрой изготавливают несколько клякс: на
Середину листа выливается немного чернил или туши и лист склады-
Вают пополам. Затем лист разворачивают, и теперь можно играть.
Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они
Видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот. кто назовет
Больше всего предметов.
Игра 14. Словоассоциации
Цель. Развитие ассоциативности мышления.
Игровое задание. Взять любое слово, например батон. Оно ассоци-
ируется:
•с хлебобулочными изделиями;
•с созвучными словами: барон, бекон;
•с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать, что называется, ≪на
ходу≫. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на что похожи облака,
Лужи на асфальте, камушки на берегу.
Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 81
Игра 15. Хорошо-плохо
Цель. Развитие диалектичное™мышления. ,
Игровое задание.
Вариант 1. Для игры выбирается объект, безразличный ребенку, т. е.
Не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него
С конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребенку предла-
Гается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его каче-
Ства, с точки зрения ребенка, положительные и отрицательные. Необ-
Ходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте
Плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудоб-
но. Например: карандаш.
—Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
—Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен, —можно
Уколоться.
—Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане —ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство
предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный —может слу-
Жить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка
Конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие
Положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однознач-
Ной субъективной оценке (конфеты —хорошо, лекарство —плохо).
Обсуждение идет так же, как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречи-
Вые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рас-
смотрению ≪положительных≫ и ≪отрицательных≫ качеств в зависимо-