Ности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого

предмета или явления (например, дырки), которое обязательно вклю-

Чало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несуще-

Ственных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него под-

Падали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие

Предметы под это определение не подходили.

Игра 10. Перечислить возможные причины

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении

Какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно

Было проработать самые различные версии и только после этого при-

Нять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, напри-

мер: ≪Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квар-

тиры распахнута настежь...≫ Дети должны быстро назвать как можно

Больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений,

Чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых баналь-

ных —≪забыл закрыть дверь≫ —и кончая нетривиальными —≪марси-

ане прилетели≫).

Основы специальной педагогики и психологии

Игра 11. Сократить рассказ

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второ-

Степенное.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально крат-

Ко —в 2-3 предложениях, желательно сохранив основное его содер-

Жание.

В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных

Ответов.

Игра 12. Что на что похоже

Цель. Развитие ассоциативности мышления.

Игровое задание. 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а ос-

Тальные участники игры договариваются, какой предмет будет срав-

ниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: ≪То, что я загадал

похоже на...≫ —и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и под-

нял руку. Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с ба-

бочкой, винтом вертолета, с цифрой ≪8≫, которая лежит на боку. Отга-

Давший выбирает новых отгадывалыциков и предлагает следующий

Предмет для ассоциации.

Игра 13. Волшебные кляксы

Цель. Развитие ассоциативности мышления.

Игровое задание. Перед игрой изготавливают несколько клякс: на

Середину листа выливается немного чернил или туши и лист склады-

Вают пополам. Затем лист разворачивают, и теперь можно играть.

Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они

Видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот. кто назовет

Больше всего предметов.

Игра 14. Словоассоциации

Цель. Развитие ассоциативности мышления.

Игровое задание. Взять любое слово, например батон. Оно ассоци-

ируется:

•с хлебобулочными изделиями;

•с созвучными словами: барон, бекон;

•с рифмующимися словами: кулон, салон.

Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать, что называется, ≪на

ходу≫. Гуляя с детьми, можно вместе подумать, на что похожи облака,

Лужи на асфальте, камушки на берегу.

Глава 4. Психология детей дошкольного возраста с аномалиями развития 81

Игра 15. Хорошо-плохо

Цель. Развитие диалектичное™мышления. ,

Игровое задание.

Вариант 1. Для игры выбирается объект, безразличный ребенку, т. е.

Не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него

С конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребенку предла-

Гается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его каче-

Ства, с точки зрения ребенка, положительные и отрицательные. Необ-

Ходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте

Плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и неудоб-

но. Например: карандаш.

—Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

—Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен, —можно

Уколоться.

—Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане —ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство

предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный —может слу-

Жить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка

Конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие

Положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однознач-

Ной субъективной оценке (конфеты —хорошо, лекарство —плохо).

Обсуждение идет так же, как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречи-

Вые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рас-

смотрению ≪положительных≫ и ≪отрицательных≫ качеств в зависимо-

Наши рекомендации