Ет деликатного, тактичного отношения окружающих к его психиче-
Ским или физическим недостаткам, исключающего фиксацию вни-
Мания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. Важно
Воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способ-
Ность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные
Возможности, ориентировать на положительные качества и вместе
С тем развить способность к критической оценке своих действий и по-
Ступков.
3. Обучение и развитие детей с проблемами в развитии —это целе-
Направленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков
деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В ходе
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 45
обучения осуществляются цели образования и воспитания. Специаль-
Ная педагогика занимается вопросами специальной дидактики (тео-
рии образования и обучения аномальных детей). Задачи, содержание,
Принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каж-
Дого конкретного типа специального учебного заведения с учетом глу-
Бины и характера дефекта. В зависимости от этого выбираются мето-
Ды обучения, наглядные и технические средства, решается проблема
Дифференциации обучения. Эта проблема является одной из главных
Как в специальной педагогике, так и в специальной психологии. По
Мнению Т. А. Власовой, цель всех разделов этих наук —определение
Тех условий обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учи-
Тывают особенности развития аномального ребенка и максимально
способствуют преодолению имеющихся у него отклонений. Например,
Результатом совершенствования дифференциальной диагностики
Было выявление детей с задержками психического развития среди
Неуспевающих учеников в массовой школе. При подборе системы и ме-
Тодов обучения для аномального ребенка учитывается также возраст
Ребенка, время возникновения дефекта. Особое значение имеет мо-
Мент потери слуха (успела ли развиться речь) или зрения (сохрани-
Лись ли зрительные представления).
А. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормаль-
Ного, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его
Несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию
Аномальных детей, тормозится формирование их психических функ-
Ций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при слож-
Ных дефектах возможности умственного развития могут оказаться не-
Реализованными.
Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий
Характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потен-
Циальных возможностей формирующихся функций аномального ре-
бенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже
Реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выготскому, зона бли-
Жайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но
И перспективу психического развития аномального ребенка. Обуче-
Ние должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в ак-
Туальное развитие, то есть со временем руководство педагога стано-
вится излишним, а решение задач ребенком —самостоятельным. Это
И составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием,
При которой правильно организованное обучение ведет за собой раз-
Витие, опираясь на формирующиеся психические функции.
Основы специальной педагогики и психологии
Центральной проблемой специальной дидактики является пробле-
Ма трудового обучения и воспитания. В специальных школах труд
Имеет особое значение, так как не только готовит учащихся к жизни
И доступной профессиональной деятельности, но и способствует вос-
Становлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов
Умственного и физического развития. Приобретая трудовые умения
И навыки, дети получают возможность всестороннего развития.
5. Коррекционно-воспитательная работа, коррекция (от лат. correction
Исправление). Мы уже обращали внимание на тот факт, что
Под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефек-
тов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное
Влияние на личность аномального ребенка в целях достижения поло-
Жительного результата в процессе его обучения, воспитания и разви-
Тия. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной