В настоящее время педагогическая терминология в области специ-
ального образования переживает именно такой период: имеет место
Беспорядочное использование терминов из смежных областей знания,
А также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности
Обозначаемых предметов и явлений. Многие отрасли знания, смежные
Со специальной педагогикой, имеют сегодня свой устоявшийся поня-
Тийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении
между собой специалисты данной предметной области (например,
Врачи, психологи, школьные администраторы). Известно, что каждая
Научная область один и тот же объект или явление обозначает своим
Термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологиче-
Ский аппарат другой для обозначения одного и того же объекта неред-
Ко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный
Термин теряет свой информационный, сущностный смысл примени-
Тельно к той научной сфере, в которую он перенесен.
Например, одного и того же ребенка три специалиста из разных пред-
Метных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характери-
Стика будет удовлетворительна только в рамках своей области. Клини-
цист скажет, например, о том, что у ребенка ≪минимальная мозговая
дисфункция≫; психолог обозначит состояние ребенка как ≪ЗПР≫; педа-
гог охарактеризует такого ребенка как ≪имеющего трудности в обуче-
нии≫; школьный администратор назовет его ≪неуспевающим≫. Если
клиницист воспользуется при постановке диагноза термином ≪ребе-
нок с трудностями в обучении≫, то для построения возможной медицин-
ской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла:
В нем исчезнет медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребен-
ка ≪учеником с ЗПР≫ (≪дефективным≫, ≪больным≫), пользуется чужой
Профессиональной терминологией. Не владея профессиональным язы-
ком, он не выражает в этом названии своей, предметной педагогической
Области, и, следовательно, используемые им обозначения не годятся для
определения характера педагогической помощи.
Специалисты проводят сегодня научный анализ того понятийно-
Терминологического наследия, которым обладает специальное обра-
Зование. Они ищут пути преодоления существующего барьера между
Отечественным понятийным языком и понятийным языком мирового
Основы специальной педагогики и психологии
! гедагогического сообщества, учитывая включение России в международ-
ныс интеграционные процессы в области образования. Путь к упорядо-
Чению понятийно-терминологического аппарата специальной педаго-
гики лежит через осмысление следующего:
•ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый
Опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специального
образования и смежных отраслей знания, требуется смена тер-
Минов на основе обсуждения и договоренности в научном сооб-
ществе;
•новые факты и явления могут приходить в специальную педаго-
Гику с теми обозначениями, которые они уже получили в других
смежных со специальной педагогикой отраслях знания;
•задачей специальной педагогики является в этом случае нахож-
Дение собственных педагогических терминов, которые бы отра-
жали специфическую образовательную сущность данного объек-
та или явления;
•в связи с этим можно говорить об объективном существовании
Параллельной терминологии в специальной педагогике и смеж-
ных с ней предметных областях;
•употребление того или иного термина должно соответствовать
Проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предмет-
Ной сфере эта проблема относится).
3.2. Основные термины специальной педагогики
И психологии
Рассмотрим основные категории специальной педагогики.
Формирование —процесс становления человека как социального
Существа под воздействием всех без исключения факторов: биоло-
Гических, социальных, экономических, идеологических, психологи-
Ческих и т. д. Формирование подразумевает некую законченность ста-
Новления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание
Необходимой формы, человеческого образа.
Развитие —это процесс и результат количественных и качествен-
ных преобразований в организме и сознании человека. Оно связано
С постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из од-