Основные вспомогательные и дополнительные формы организа-
ции учебного процесса в системе специального образования созда-
ются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей
Обучающихся, их возможностей участия в различных организованных
Формах.
Вопросы для обсуждения
Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?
Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.
В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторич-
Ном дефектах развития? Как проявляется двойственность и про-
Тиворечивость влияния дефекта на общее развитие организма?
Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы
Знаете о типах личностного реагирования на дефект развития?
Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися
в особых образовательных условиях?
Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебе-
Динскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?
Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в разви-
Тии детей с отклонениями?
Какие правила отбора в специальные учебные заведения для де-
Тей с отклонениями в развитии вы знаете?
8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.
9. Каковы принципы специального образования?
10. В чем заключаются особенности специального образования?
Перечислите основные методы обучения и воспитания, приме-
няющиеся в специальных образовательных учреждениях.
Литература
1, Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-мето-
дологические аспекты подготовки специалистов социально-педа-
Гогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения
В развитии. — М., 1995.
Глава 2. Предмет и задачи курса 39
2. Ветер А. А., Выготская Г. Л., Леоигард Э. И. Отбор детей в специ-
альные дошкольные учреждения. — М., 1972.
3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-
Ного развития детей. — М., 1995.
4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.
5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. --
М., 1985.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред.
А. И. Дьяченко. — М., 1965.
Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред.
Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.
Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оцен-
Ка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
9. Сухарева Г. Е. Лекции но психиатрии детского возраста. — М., 1974.
Глава 3
Основные категории
Специальной педагогики и психологии
Краткое содержание темы. Специфика формирования понятийного
аппарата дисциплины. Основные термины специальной педагогики.
Основные термины специальной психологии.
Специфика формирования
понятийного аппарата дисциплины
Каждая наука имеет собственный понятийный аппарат, свою тер-
минологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины.
Совокупность знаний специальной педагогики и специальной психоло-
Гии формировалась и накапливалась в длительном процессе развития
Практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физи-
Ческие или психические недостатки. Отправной точкой в построении
Понятийного аппарата названных отраслей знаний стали этиология
И симптоматика. Накопленные знания закреплялись в научных поняти-
ях, заимствованных в медицине: ≪диагностика≫, ≪коррекция≫, ≪ано-
малия≫, ≪дефект≫, ≪слабоумный≫, ≪глухонемой≫, ≪тугоухий≫, ≪слепой≫
И др. С развитием психологии в специальную педагогику приходят пси-
хологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути
являются ≪диагнозными≫, например ≪дети с ЗПР≫. При отсутствии
Собственно педагогических названий того или иного педагогического
феномена медицинские и психологические термины приживались
В понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивал-
Ся их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.
Каждый исторический период прибавлял свои понятия под влиянием
Развития других наук (медицины, философии, культурологии, пси-
Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 41
Хологии, социологии), меняя устаревшие новыми, формируя основу
Теории специальной педагогики и специальной психологии. Как по-
Казывает история развития науки, особую остроту понятийно-терми-
Нологические проблемы приобретают в периоды ее становления или
≪революционного≫ развития. Именно в это время возникает огромная
Потребность в достижении чистоты и точности научного языка.