Основные вспомогательные и дополнительные формы организа-

ции учебного процесса в системе специального образования созда-

ются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей

Обучающихся, их возможностей участия в различных организованных

Формах.

Вопросы для обсуждения

Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.

В чем сущность учения Л. С. Выготского о первичном и вторич-

Ном дефектах развития? Как проявляется двойственность и про-

Тиворечивость влияния дефекта на общее развитие организма?

Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы

Знаете о типах личностного реагирования на дефект развития?

Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися

в особых образовательных условиях?

Классификация детей с отклонениями в развитии по В. В. Лебе-

Динскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в разви-

Тии детей с отклонениями?

Какие правила отбора в специальные учебные заведения для де-

Тей с отклонениями в развитии вы знаете?

8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.

9. Каковы принципы специального образования?

10. В чем заключаются особенности специального образования?

Перечислите основные методы обучения и воспитания, приме-

няющиеся в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1, Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-мето-

дологические аспекты подготовки специалистов социально-педа-

Гогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения

В развитии. — М., 1995.

Глава 2. Предмет и задачи курса 39

2. Ветер А. А., Выготская Г. Л., Леоигард Э. И. Отбор детей в специ-

альные дошкольные учреждения. — М., 1972.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен-

Ного развития детей. — М., 1995.

4. Зейгарник Б. В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. --

М., 1985.

Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред.

А. И. Дьяченко. — М., 1965.

Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред.

Л. В. Кузнецовой. - М., 2002.

Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оцен-

Ка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.

9. Сухарева Г. Е. Лекции но психиатрии детского возраста. — М., 1974.

Глава 3

Основные категории

Специальной педагогики и психологии

Краткое содержание темы. Специфика формирования понятийного

аппарата дисциплины. Основные термины специальной педагогики.

Основные термины специальной психологии.

Специфика формирования

понятийного аппарата дисциплины

Каждая наука имеет собственный понятийный аппарат, свою тер-

минологию, которые отражают ее специфику как научной дисциплины.

Совокупность знаний специальной педагогики и специальной психоло-

Гии формировалась и накапливалась в длительном процессе развития

Практики обучения и воспитания детей, имеющих различные физи-

Ческие или психические недостатки. Отправной точкой в построении

Понятийного аппарата названных отраслей знаний стали этиология

И симптоматика. Накопленные знания закреплялись в научных поняти-

ях, заимствованных в медицине: ≪диагностика≫, ≪коррекция≫, ≪ано-

малия≫, ≪дефект≫, ≪слабоумный≫, ≪глухонемой≫, ≪тугоухий≫, ≪слепой≫

И др. С развитием психологии в специальную педагогику приходят пси-

хологические понятия и термины, которые тоже часто по своей сути

являются ≪диагнозными≫, например ≪дети с ЗПР≫. При отсутствии

Собственно педагогических названий того или иного педагогического

феномена медицинские и психологические термины приживались

В понятийном поле специальной педагогики; для педагогов утрачивал-

Ся их диагнозный, негативный в социокультурном контексте смысл.

Каждый исторический период прибавлял свои понятия под влиянием

Развития других наук (медицины, философии, культурологии, пси-

Глава 3. Основные категории специальной педагогики и психологии 41

Хологии, социологии), меняя устаревшие новыми, формируя основу

Теории специальной педагогики и специальной психологии. Как по-

Казывает история развития науки, особую остроту понятийно-терми-

Нологические проблемы приобретают в периоды ее становления или

≪революционного≫ развития. Именно в это время возникает огромная

Потребность в достижении чистоты и точности научного языка.

Наши рекомендации