Нообразия функций, бурно развивающихся в подростковом возрасте
Неблагоприятные социальные и биологические воздействия в этот пе-
Риод приводят к разнообразным отклонениям. Это могут быть значи-
Тельные изменения и искажения со стороны мышления, выступающие
Как начало шизофренического процесса. Нарушения со стороны эмо-
Ций и влечений закладывают фундамент будущих сексуальных девиа-
Ций. Недостаточная помощь со стороны взрослых при формировании
Мировоззренческих установок может привести к тяжелым личност-
Ным кризисам утраты .смысла жизни. Трудности общения со сверст-
Никами либо избыточные реакции группирования также могут нало-
Жить свой отпечаток на последующую жизнь человека в обществе.
Возможно появление характерных для подросткового возраста невро-
тических реакций в виде нервной анорексии, дисморфомании.
В детском возрасте психические функции еще не стабилизирова-
Лись. Недостаточная устойчивость психических функций может обус-
ловить явления регресса — возврата функции на более ранний возра-
Стной уровень. Различные события, вызывающие стресс и мобилизацию
Усилий организма на борьбу за выживание, приводят к явлениям
временного регресса, т. е. временной утрате сформированных ранее
Навыков.
Например, при тяжелых соматических заболеваниях дети первых лет
Жизни могут утрачивать навыки ходьбы, опрятности, перестают произ-
Носить слова. У детей старшего возраста, школьников явления времен-
Ного регресса затрагивают прежде всего интеллектуальную и мотиваци-
Онную сферу личности. Так, у детей, переживших шоковые психические
Травмы (после землетрясений, железнодорожных катастроф), отмечал-
Ся возврат к более примитивным формам рисунка, утрата потребностей
И интересов, свойственных возрасту, и появление эмоциональных форм
Реагирования и потребностей, характерных для более младшего возра-
Ста: страх темноты, одиночества, потребность в физическом контакте
и т. д. Стойкий регресс — это устойчивый возврат на более ранний воз-
Растной уровень, связанный с существенным повреждением функции.
Такое состояние чаще всего связано с тяжелым психическим заболева-
Нием — ранней детской шизофренией. Чаще регрессу подвергаются ме-
Нее зрелые, недавно возникшие функции. Так, более вероятна утрата на-
Выков чтения и письма, чем навыка ходьбы и приема пищи.
Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии
ребенка с отклонениями, являются:
I) биологические: характер и выраженность нарушения в зависимо-
сти от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;
Глава 2. Предмет и задачи курса 25
2) социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды:
Семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отноше-
ния t взрослыми); организованное обучение неспециалистами —
Пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические
Занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влия-
Ние; специально организованное воспитание и обучение в до-
машних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция
В среду нормально развивающихся сверстников, в результате ко-
Торого происходит коррекция и компенсация нарушений разви-
Тия ребенка; собственная психическая активность (интересы,
Склонности, эмоции, способность к волевому усилию, сформиро-
ванность произвольных процессов).
Практические задачи специальной психологии
В число важных практических задач специальной психологии входят:
• выявление детей с нарушениями в развитии;
• их дифференциальная диагностика;
> разработка соответствующих психодиагностических методик.
Принципы, которыми следует руководствоваться при обследовании
детей с нарушениями в развитии:
• принцип комплексного изучения ребенка;
• принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР
и ЗАР; принимается обучающий эксперимент);
• принцип целостного, системного обучения, выявляется первич-
Ный дефект и вторичное нарушение, изучение происходит в про-
цессе деятельности;
• принцип качественно-количественного подхода при анализе дан-
Ных, полученных в процессе психолого-педагогической диагно-
Стики.
Необходимость реализации этих принципов сформировала объек-