На тип возникшей у ребенка дизонтогении влияют так называемые
параметры дизонтогенеза. В соответствии с представлениями М. С. Пев-
Знер, В. В. Лебединского, Э. Г. Симерницкой называют такие парамет-
ры, как:
• время и длительность воздействия повреждений (возрастная
Обусловленность дизонтогении). Чем раньше произошло пораже-
ние, тем вероятнее является недоразвитие психических функций;
• этиология (причины и условия возникновения нарушений);
• локализация, интенсивность и распространенность патологиче-
Ского процесса. Локальные формы: дефекты отдельных анали-
Заторных систем. Системные нарушения: интеллектуальные дефек-
ты (УО, ЗПР);
• степень нарушения межфункциональных связей и иерархиче-
Ских координации. При общем повреждении нервной системы
В первую очередь страдают те функции, которые находятся в сен-
Ситивном периоде развития. ,
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий
характер. Частные нарушения — это нарушения в деятельности ана-
Лизаторов: зрения, слуха, речи, движений.
Общие нарушения функций головного мозга связаны с деятельно-
Стью регуляторных систем.
Поражения мозга на подкорковом уровне приводят к снижению уровня
Бодрствования, постоянному снижению работоспособности. На этом же
Уровне поражений встречаются нарушения элементарных эмоций —
Беспричинные вспышки ярости, чувство общей тоски, тревоги и т. д.
При поражениях головного мозга на уровне коры происходит специ-
Фическое нарушение интеллектуальной деятельности: недостаточность
Глава 2. Предмет и задачи курса , 23
Функций целеполагания, программирования и контроля. Поражение
Лобных отделов головного мозга приводит к нарушению произвольно-
Сти целенаправленной деятельности. Ребенок испытывает трудности
с планированием выполнения ряда заданий, отмечается неустойчивость
Произвольного внимания, теряется функция контроля и критического
Отношения к результатам деятельности. .
Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее будут проявле-
Ния недоразвития психики. При более поздних поражениях характер-
Ны повреждения и распад ранее сформированных функций. Каждая
Функция в ходе своего развития проходит сенситивный период с наи-
Большей интенсивностью развития, но в этот же период данная функ-
Ция является наиболее уязвимой.
Так, периодом формирования фразовой речи является возраст от 2 до
Лет: проходит бурное накопление словарного запаса, усвоение лекси-
Ко-грамматических конструкций. В это же время психические травмы,
Соматические заболевания, перенесенные в этот период, могут привести
К возникновению заикания. В возрасте от 5 до 7 лет происходит форми-
Рование основных морально-этических чувств. Ребенок в этот период
Развивает навык произвольной регуляции эмоций, и повреждающие
Воздействия в этот период могут способствовать возникновению орга-
Нической психопатии. Поэтому в этом же возрасте часто возникают и про-
Являются психопатические особенности характера: злобность, раздра-
Жительность, склонность к внезапным колебаниям настроения. В младшем
Школьном возрасте происходит становление логического мышления. У ре-
Бенка формируются понятия о сохранении числа, массы, объема, авто-
Матизируются навыки чтения и письма.
Недоразвитие какой-либо частной функции, не позволяющее освоить
Данный объем информации, социальная и педагогическая запущен-
Ность и т. д. могут привести к недостаточности либо задержке в фор-
Мировании логического мышления. В подростковом возрасте проис-
Ходит сложная гормональная перестройка организма и развивается
Ряд весьма существенных функций.
В сфере мышления — развитие абстрактно-логического мышления, спо-
Собность к установлению отдаленных связей.
В сфере эмоций — прохождение стадии платонической любви, рас-
Ширение сферы чувств и эмоций.
В сфере мотиваций — изменение ведущих мотивов деятельности,
формирование самостоятельной самооценки, шкалы ценностей, реше-
Ние проблем общения со сверстниками и установление взрослого сте-
Реотипа отношений с родителями.
В физиологическом плане подростковый возраст характеризуется
Большой интенсивностью влечений, сильным влиянием гормонального
Основы специальной педагогики и психологии
Фона на деятельность головного мозга. За счет значительного раз-