Факторы, влияющие на тип дизонтогении.

1) время и длительность воздействия повреждающих агентов (воз­растная обусловленность дизонтогении),

2) их этиологию,

3) рас­пространенность болезненного процесса — локальность или сис­темность патогенного воздействия,

4) степень нарушения меж­функциональных связей.

Психический дизонтогенез, его понятие (В.В. Ковалев).

Одним из основных компонентов постнатального дизонтогенеза является психический дизонтогенез, который В. В. Ковалев определяет как нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга.

Взгляды отечественных и зарубежных ученых на основные нарушения психического развития человека.

Отечественные ученные :

Исследование работ отечественных ученых-психологов позволяет выделить три наиболее актуальные и методологически обоснованные проблемы:

во-первых, это развитие личности как результат взаимодействия генотипа и социальной среды и тем самым создание предпосылок для становления;

во-вторых, это развитие личности вследствие деятельностно-опосредствованных взаимоотношений с референтными для нее группами;

в-третьих, это особенности социогенеза личности и межличностных отношений, обусловленные включенностью в трудовую деятельность в рамках конкретной социально экономической формации.

При решении данных проблем в отечественных психологических исследованиях, соответственно выделяются три основные взаимосвязанные концепции, которые вполне отвечают принципам общепсихологической теории личности.

Одной из таких теорий является - психогенетическая концепция индивидуальности, которая представлена научной школой дифференциальной психологии советского психолога - Б. М. Теплова. Данная концепция при изучении происхождения индивидуальных психологических особенностей человека пытается установить роль генотипа и среды в их формировании, применяя при этом преимущественно близнецовый метод. При этом предполагается, что в онтогенезе происходит смена механизмов, которыми реализуются психические функции человека, а также смена элементарных форм, царивших на ранних его этапах, социальными формами, опосредствованными общением и деятельностью. Помимо этого испытывается продуктивная гипотеза, в соответствии с которой со сменой механизмов перестраивается отношение индивидуально психологических особенностей к генотипу. В данном случае имеется в виду, что с ростом значения специфически человеческих, социальных по своему происхождению факторов сжимается доля генетической изменчивости в развитии индивидуальных по своему происхождению факторов, в развитии индивидуально психологических особенностей индивида. Следует отметить, что данная концепция - представляет собой прямое продолжение нейрофизиологической концепции факторов индивидуально психологических различий, рассматриваемая концепция по всем позициям должна быть соотнесена с теориями, отводящими наследственности роль фатального фактора, и вообще - с различными модификациями теории двух факторов.

Далее следует отметить концепцию развивающейся личности советского и российского психолога, специалиста в области истории психологии, социальной психологии и психологии личности - А. В. Петровского. Содержательное ядро его теории развития личности - это концепция трех фаз становления личности в группе.

Первая фаза становления личности в группе - фаза адаптации. На протяжении этой фазы индивид стремится максимально приблизить свои личностные проявления к нормам, ценностям и приемлемым образцам деятельности и общения, бытующим в данной группе. Следствием прохождения данной стадии становления личности должна стать максимальная адекватность члена группе, слияние с ней. Автор данной концепции утверждает, что в группах низкого уровня развития, а также асоциальной направленности данный итог является единственно приемлемым, в противовес группам высокоразвитым и характеризующимся просоциальной направленностью. Пытаясь реализовать свои потребности быть личностью, потребность в персонализации, член группы, первоначально успешно адаптировавшийся в ней, вступает в следующую фазу развития личности в группе - фаза индивидуализации, утверждая собственную личностную неповторимость, свои отличия от общности. На данной стадии должно быть преодолено диалектическое противоречие: тезис адаптации, антитезис индивидуализации преодолеваются в превосходящем их синтезе интеграции. Далее наступает фаза интеграции наступает как завершение становления личности в данной группе и характеризуется достигнутым единством индивидуальных особенностей члена и требованиями общности к нему. На основе данной концепции предложена возрастная периодизация развития личности, не совпадающая с существовавшими ранее концепциями психического развития человека.

Еще одна концепция в числе рассматриваемых находит свое воплощение в историко-эволюционном подходе к пониманию личности российского психолога, политика и ученого - А. Г. Асмолова Его подход основан на принципе деятельностного опосредствования и выделяет в качестве системообразующего основания, обеспечивающего развитие личности и способствующего его конкретно исторической специфике в той или иной культуре, опосредствующий фактор - совместную предметную деятельность. Таким образом, все три рассмотренные теоретические конструкции связаны между собой и отвечают общему методологическому принципу - деятельностному опосредствованию.

Вместе с тем анализ литературы показал, что в отечественной психологии общепринятым является представление о том, что решающую роль в развитии личности играет деятельность. Более того, деятельность представляет собой основной способ существования человека, познания им мира и самовыражения в обществе, поэтому, как отмечает Л. И. Анциферова, адекватнее вести речь о действующем индивиде, о личности, находящейся в состоянии деятельности. С этой точки зрения деятельность может быть понята как динамическое многофазное развертывание личности, особый тип последовательности личностных преобразований, как закономерная смена ее функциональных состояний.

Несмотря на различные подходы к понятию личности, пришло определение личности через ее целостно рассматриваемую деятельность. Из примата деятельности, в которой человек утверждает свою личность, исходил уже С. Л. Рубинштейн. Он считал, что совершенно недостаточно признавать только проявления человека в деятельности, необходимо учитывать и ее обратное воздействие на субъекта: "личность и формируется и проявляется" в деятельности. Л. Н. Леонтьев убедительно показал, что личность представляет собой "особое качество", которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, деятельностью.

Рекомендуя «...рассматривать личность как новое качество индивида, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность», А.Н. Леонтьев подчеркивает, что личность - не результат преобразования человека под внешними воздействиями, но продукт деятельности самого человека, «...то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя». Мы намеренно обрываем цитату на этой фразе, поскольку именно она важна для дальнейшего изложения. Действительно, можно считать показательным, что еще А.Н. Леонтьеввыделил в качестве важного момента в становлении личности момент ее влияния на другие личности, отражения в них в контексте активного созидания человеком собственной личности. Исследуя развитие личности в деятельностном контексте, очень важно учитывать методологические посылки, выделенные С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным, А. Н. Леонтьевым, Д. И. Фельдштейном.

Во-первых, формирование личности рассматривается как процесс формирования ее деятельности, представляющей собой систему, имеющую свое внутреннее строение, переходы и превращения, свое развитие. Именно в процесс ее развития деятельности индивида, ее расширения и усложнения формируются его отношения, общественные связи, выступающие основой становления личности. Только благодаря интериоризации внешней, социальной, развернутой деятельности, опосредованной орудиями (знаками), человек осваивает общественно выработанный опыт, в результате чего и формируются внутренние, интрапсихические формы его деятельности, свернутые в своей структуре и опирающиеся на образы и понятия.

Во-вторых, источники развития личности ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью (успех которой зависит от организации во взаимосвязи всего комплекса разнообразных видов деятельности), но именно ведущая деятельность, оказывая решающее воздействие на формирование личности, определяет уровень и характер функционирования психических процессов. Смене ведущих типов деятельности соответствуют переходы от одних возрастных периодов к другим, а преемственность этих типов деятельности обеспечивает единство психического развития человека.

В-третьих, существенную роль играет ориентация исследователей не на традиционные деятельностно обусловленные психологические особенности детей вообще, а на современного ребенка, живущего в изменяющихся рыночных условиях.

В современной психологии стало общепринятым положение о том, что не всякая деятельность развивает личность и не всякое развитие способностей равнозначно развитию личности. И развитие личности, и проявление потребности в деятельности связаны с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, с наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, с желанием проявить свои возможности в трудовом процессе.

Зарубежные ученные:

1) Г.С. Холл (1844 - 1924)
Труд «Юность» - первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте.

В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим.
Он считал, что детям следует предоставить возможность беспрепятственно проходить «примитивные» стадии своего развития.
Холл был также основателем педологии - комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов

2) Гетчинсон
На основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является ве дущим не только для биологического, но и для психического развития.
От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания.
От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата.
От 8 до 12 лет - пастушеская стадия.
От 11 до 15 лет - земледель.
От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека.
И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.

3) Э. Мейман
Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.
Основатель экспериментальной педагогики.


4) Э. Клапаре, (1873-1940)
Закон осознаня Клапареа
Закон осознания Клапареда - отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Этот закон был сформулирован на материале изучения детской интроспекции: для маленьких детей значительно проще сказать, что различается в предметах, а не то, что они имеют общего.
Сходство предметов допускает использование однотипных (автоматизированных) действий с ними, а их различия вызывают нарушение привычного хода действий и ведут за собой особую (ориентировочную) реакцию.

5) Д.М.Болдуин (1861-1934)
Болдуин отмечал, что и социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе, так как в процессе социализации дети обучаются одинаковым вещам, всем даются одинаковые знания, одинаковые нормы поведения, моральные законы. Индивидуальные различия заключаются не только в скорости усвоения, но и в возможности адаптации к тем нормам, которые приняты в обществе. Поэтому, отмечал ученый, индивидуальные различия должны лежать в пределах того, чему должны выучиться и что должны принять индивиды.
Он был одним из немногих ученых рубежа XIX-XX веков, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также считал необходимым изучать личность не изолированно от общественного процесса, но внутри него.

6) У.Л. Штерн (1871 - 1938)
Персоналистическая психология.
В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личн. и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личн. и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции.
Штерн выделяет значение отношений между детьми в зависимости от скорости развития и интеллекта. Кроме этого, осуществляет исследования фантазии ребёнка и вытекающую из этого степень правдоподобия детских свидетельских показаний при расследованиях и на суде (Forensische Psychologie). Штерн также являлся одним из основателей философского персонализма.

7) К.Л. Бюлер (1879-1963)
Теория речевого такта.
К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону, см. след. абзац): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (конативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности).
Три основных стадии психического развития.
1.Инстинкт.

2.Дрессура (образование условных рефлексов).
3.Интеллект (появление "ага-переживания", осознание проблемной ситуации).
Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал со-роль именно в формировании эмоций. Он вводит понятие функционального удовольствия, объясняя, что в игре нет продукта не потому, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а потому, что игра и не нуждается в продукте, ее цель сам процесс игровой деятельности (игра, по его мнению, находится на стадии дрессуры). Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации.
8) А.Л.Геззел (1880-1961) - Американский психолог.
В центре научных интересов - природа младенчества и раннего детства. Развивал идеи биологизаторского подхода в психологии, поскольку возрастные изменения детей объяснял наследственным фактором. Солидарен с положением о том, что ребенок в первые годы жизни как бы повторяет историю развития человеческого рода. В то же время детство - это и продукт эволюции. У человека в сравнении с животными детство самое длинное и качественно иное.
Функция психики - адаптация к среде. Главную роль в развитии психики играет созревание нервной системы. Показатель развития - его темп. Закон развития: снижение темпа развития с возрастом, на начальных этапах развития темп максимальный, на конечных - минимальный.
Темп развития.
0-1 год - темп развития максимальный
1-3 года - темп средний.
3-18 лет - темп низкий.
Положил начало нормативного подхода в психологии, ориентированного на описание достижений ребенка в процессе развития, на построение норм развития. Ввел в детскую психологию лонгитюдный метод исследования. Одним из первых использовал метод близнецов.
Вместе с тем, ограничивался чисто количественным изучением сравнительных срезов детского развития, не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, Отожествление развития и роста.
9)З.Фрейд
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого.
Стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отраженоразвитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.
1) Оральная стадия (0-1 год).
2) Анальная стадия (1-3 года).
3)Фаллическая стадия (3-5 лет).
4) Латентная стадия (5-12 лет).
5) Генитальная стадия (12- I8 лет).
В чем же секрет огромного влияния 3. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней? Во-первых, это динамическая концепция развития, во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.
10)Эрик Хомбургер Эриксон (1902- 1994, Эпигенетическая теория развития личности
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап.
1) От рождения до года - конфликт между доверием и недоверием.
2) От года до двух - конфликт между автономией и сомнением.
3) От трёх до шести лет - конфликт между предприимчивостью и неадекватностью.
4) Соответствует фрейдовскому «латентному периоду» - конфликт между творчеством и комплексом неполноценности.
5) Юность - идентификация личности и путаница ролей.
6) Ранний взрослый период - конфликт между близостью и одиночеством.
7) Поздний взрослый период - конфликт производительности и застоя.
8) Конфликт цельности и безнадежности.
Оценивая осуществленную работу, Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности. По его мнению, это лишь ключ к построению такой теории.
11) Беррес ФредерикСкиннер (1904 - 1990) бихевиоризм
Люди не заслуживают ни похвалы, ни упрека за все, что они делают или не делают. Окружающая среда контролирует поведение таким образом, что и добро, и зло, если они существуют, живут в ней, а не в человеке.
Скиннер считал, что урок, преподанный бессознательным, заключается в том, что психические процессы просто не имеют отношения к поведению.
12) А. Бандура род. 1925г.

Теория социального обучения (или социального когнитивизма).
Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками (особенно важную роль здесь играет мышление - cognition) и влиянием окружающей среды и что все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение.
Поведение человека формируется действиями трех переменных величин:
1.Окружающая среда.
2. Само поведение.
3.Личностные особенности.
Социально-когнитивная теория Бандуры придерживается точки зрения, что деятельность человека есть продукт множественного действия событий окружающей среды, поведения человека и свойств его личности, особенно мышления.
13) Ж. Пиажем (1896-1980) теория когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии. Теория интелекта.
Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.
Сенсо-моторный интеллект (0-2 года).
Подготовка и организация конкретных операций (2--11 лет).
Подпериод дооперациональных представлений (2--7 лет).
Подпериод конкретных операций (7--11 лет).
Формальные операции (11--15 лет).
Теория рассматривает появление и построение схем - схем того как воспринимается мир - в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
14) В. Анри (1879 -1962)
Валлон считал, что психическое развитие представляет собой последовательную смену стадий, в основе которой лежит структурная перестройка психики, при этом перестраиваются не только отдельные психические процессы (например, ведущая роль переходит от движения к мышлению), но личность ребенка в целом. Развивающие воздействия внешнего мира преломляются ребенком в его переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предметов опосредуется эмоциями.
Параллельно с интеллектуальным происходит и личностное развитие детей. Исходным моментом и в этом плане являются эмоции, которые в младенчестве лежат в основе слитности ре бенка с другими, невозможности дифференцировать свое «Я» от других людей. Кризис трех лет, по мнению Валлона, как раз и связан с появлением собственной личности, выделением себя из окружающего мира.
15) А. Маслоу (1908-1970) Гуманистическая психология.
Самое ценное в психике - ее самость, ее стремление к саморазвитию - не может быть описано и понято с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.
Иерархия потребностей человека.
Физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности - стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности - семья, дружба; потребность в уважении - самоуважение, признание; потребность в самоактуализации - развитие способностей.
Считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание окружающих и собственные слабости.
16) К.Р. Роджерс.
Внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая отражает истинную суть данной личности, ее «Я». У маленьких детей эта самооценка бессознательна и представляет собой скорее самоощущение. Тем не менее уже в раннем возрасте она руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду - интересы, профессию, общение с определенными людьми и т.д. В более старшем возрасте дети начинают осознавать себя, свои стремления, способности и строить свою жизнь уже в соответствии с осознаваемой оценкой себя. В том случае, если поведение выстраивается именно на основе самооценки, оно выражает истинную суть личности, ее способности и умения, а потому приносит наибольший успех человеку.
В своей теории личности Роджерс выделил определенную систему понятий, которые характеризуют представления людей о себе, и своих близких. Эта же система используется и в терапии, помогающей человеку изменить себя и свои отношения с другими

Наши рекомендации