Нию ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им зна-
Ний и навыков, развитие в целом.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные
реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личност-
Ного реагирования.
Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с не-
Доразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности сво-
Ей деятельности.
Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на
Дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования
При подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит
Осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более со-
Хранных.
Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, со-
Четающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к ка-
Ким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению зани-
Женного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осозна-
нии своей неполноценности. ' •
Когда можно говорить об опасности отклонений?
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
• пренатальные (до начала родовой деятельности);
• начальные (в период родовой деятельности);
• постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства
До трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает
Вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриоге-
Неза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации струк-
Тур головного мозга.
Факторы риска недостаточности психофизического развития:
• биологические (наследственные отклонения, инфекционные, ви-
Русные и эндокринные заболевания матери во время беременно-
сти, токсикозы, гипоксия и др.);
• генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные
аномалии);
• соматические (невропатии); ;
Глава 2, Предмет и задачи курса 21
• социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприят-
ная среда);
• индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);
• ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воз-
действия (Л. В. Кузнецова).
Развитие психики аномальных детей
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным
Закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального
ребенка:
• цикличность психического развития;
• неравномерность психического развития;
• развитие отдельных психических функций на базе сформирован-
ных ранее;
• пластичность нервной системы;
• соотношении биологических и социальных факторов в процессе
Психического развития.
Зная их, можно продуктивно искать пути, факторы и направления
Развития различных категорий детей с отклонениями. Надо различать
и общие закономерности отклоняющегося развития:
• снижение способности к приему, переработке, хранению и ис-
пользованию информации;
• трудность словесного опосредования;
• замедление процесса формирования представлений и понятий об
окружающей действительности;
• риск возникновения состояний социально-психологической де-
Задаптированности (по В. И. Лубовскому).
В. В. Лебединский на основе представлений отечественных и зарубеж-
Ных ученых (Л. С. Выготский, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Л. Каннер
и др.) предложил свою классификацию видов психического дизонтоге-
неза (разных форм нарушения нормального онтогенеза). Критерием
Деления стало учение об основных нарушениях психического разви-
Тия человека: .
• ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или при-
Остановка всех сторон психического развития или преимуще-
ственно отдельных компонентов;
• дисфункция созревания;
' • : • : , . : • •
Основы специальной педагогики и психологии
• поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-
либо анализаторной системы или структур головного мозга;
• асинхрония — диспропорциональное психическое развитие при
Выраженном опережении темпа и сроков развития одних функ-
Ций и запаздывании или выраженном отставании других.
Итак, к основным видам дизонтогенеза относят:
• отклонения по типу ретардации и дисфункцию созревания (УО,
ЗПР);
• отклонения по типу повреждения (органическая деменция, тя-
желые нарушения анализаторных систем);
• отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоциональ-
Но-волевых нарушений (ранний детский аутизм, психопатии).