Таких людей. У истоков ее стояли французский врач и просветитель
Ж. Итар (1775-1838), его соотечественник Э. Сеген (1812-1880). Они
Считали, что при разумном сочетании лечения с обучением возможно
Развитие аномальных детей.
Курс ≪Основы специальной педагогики и психологии≫ предполага-
Ет интеграцию психолого-педагогических знаний по данной пробле-
ме. Остановимся на составляющих этой дисциплины. Возникновение
специальной психологии как самостоятельной отрасли психологиче-
Ской науки и практики относят к 60-м годам прошлого столетия. До
Этого она являлась частью дефектологии — науки о причинах и меха-
Низмах отклоняющегося развития человека.
Глава 2. Предмет и задачи курса 15
Специальная психология изучает психофизиологические особенно-
Сти аномальных детей, закономерности их воспитания, обучения,
подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных кате-
Горий детей с проблемами в развитии.
Специальная педагогика — это теория и практика специального об-
Разования лиц с отклонениями в физическом и психическом разви-
тии, для которых образование в обычных педагогических условиях,
Определяемых существующей культурой, при помощи общепедагоги-
Ческих методов и средств, затруднительно или невозможно.
Развитие отечественной науки в этом направлении связано с имена-
Ми Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, И. И. Данюшевского, Л. В. Зан-
Кова, Р. Е. Левиной, Н. М. Морозовой, И. А. Соколянского, В. Г. Пет-
Ровой и др. ,
Соотношение наук в нашем курсе можно представить, уяснив пре-
Дысторию вопроса, объект, предмет, цели и задачи курса. В советский
период в нашей стране широко использовался термин ≪дефектология≫
как теоретическая и практическая область специального образования
Лиц с отклонениями в развитии. Параллельно ему, применительно
К науке, использовались два тесно связанных между собой термина
≪специальная педагогика≫ и ≪специальная психология≫. Появление и за-
крепление термина ≪дефектология≫ в СССР было обусловлено бур-
ным развитием педологии. Заслуга педологии в том, что она обогатила
Педагогику системным видением развивающейся личности ребенка,
а так- же предопределила необходимость всестороннего изучения ра-'
Стущего человека в физиологическом, психологическом и социальном ас-
Пектах иучета этих особенностей в педагогическом процессе. С1936 года,
после известного постановления ЦК ВКП(б) ≪О педологических из-
вращениях в системе Наркомпроса≫, педология и все связанное с ней
Было уничтожено (педологическая специальность, учебники и науч-
Ные работы), репрессированы выдающиеся ученые. Труды Л. С. Вы-
готского, например, были запрещены почти на 30 лет. Дефектология
Была отделена от педологии, но, в отличие от нее, проблемное поле
Дефектологии осталось почти не тронутым репрессиями. Большую
Роль в сохранении, защите и развитии этих направлений в разные годы
Сыграли руководители Научно-исследовательского института дефек-
Тологии АПН СССР, такие, как И. И. Данюшевский; А. И. Дьячков,
Т. А. Власова, В. И. Лубовский.
Развитие контактов с мировым научным сообществом и зарубеж-
ной педагогической практикой с начала 90-х годов показало ≪диагноз-
ную≫ в контексте гуманистической парадигмы образования сущность
Основы специальной педагогики и психологии
термина ≪дефектология≫. Так же как и ≪дефектология≫, термин ≪кор-
рекционная педагогика≫ заставляет оставаться в ≪диагнозном≫ терми-
Нологическом поле, ибо объект (дефект) лишь заменили на относяще-
Еся к нему действие (коррекция). В предисловии мы уже отмечали,
Что применительно к человеку, личности в целом речь может идти
только о педагогической помощи, специальных образовательных услу-
гах, которые человек или родители ребенка с ограниченными воз-
Можностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать
или не принимать. Термин ≪коррекция≫, имея право на существование,
Может относиться либо к отдельным технологическим компонентам
Такой специальной педагогической помощи, либо к среде, окружающей
человека с ограниченными возможностями. Название ≪специальная
педагогика≫ используется как общепонятный международный педа-