Психического развития и основные
Направления коррекционно-
Развивающего обучения
Особенности психического развития
И обучения детей с сенсорными
Нарушениями. Тифло-
И сурдопсихология, тифло-
И сурдопедагогика
Логопсихология и логопедия
Психология детей с нарушениями
Опорно-двигательного аппарата,
Особенности их обучения, воспитания
И развития. Проблемы развития детей
С комплексными нарушениями
Девиантное поведение детей
И подростков. Его причины и пути
Коррекции. Акцентуации характера
Итого:
Всего
Лекции
2 '
Семи-
Нары
Глава 2
Предмет и задачи курса ≪Основы
специальной педагогики и психологии≫
Краткое содержание темы. Предмет и задачи курса. История становле-
Ния специальной психологии и специальной педагогики, соотношение
Наук. Понятие среднестатистической и функциональной нормы разви-
Тия. Условия нормального психического развития ребенка. Аномаль-
ное развитие. ≪Первичные≫ и ≪вторичные≫ дефекты развития. Учение
Л. С. Выготского о компенсации. Факторы риска недостаточности пси-
Хофизического развития. Содержание основных параметров дизоито-
Генеза. Основные направления дизонтогенеЗа. Классификация видов
Психического дизонтогенеза. Общие закономерности отклоняющегося
Развития. Основные факторы продвижения ребенка с отклонениями
в развитии. Диагностика в специальной психологии. •
Становление специальной психологии
И педагогики
Систематическую работу по сбору статистических данных о частоте
И видах нарушений развития проводят международные общественные
Организации ЮНЕСКО и ВОЗ, а также государственные статистиче-
Ские органы большинства цивилизованных стран. Однако абсолютно
Точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, т. к.
Многие страны имеют свои, отличные от других стран, критерии выде-
Ления лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор
Данных в развивающихся странах вследствие специфических социаль-
Но-культурных условий и недостаточного обеспечения медицинской
И педагогической помощью.
Например, в странах с низким уровнем развития больше всего грубых
Нарушений зрения и слуха. В высокоразвитых странах наиболее частыми
Являются нарушения речи, затруднения при чтении и письме, при осво-
Ении математики. Статистика свидетельствует о достаточно устойчивом
Основы специальной педагогики и психологии
Процентном соотношении между различными категориями отклоне-
Ний в каждой возрастной группе. На 100 школьников (от 7 до 15 лет)
Приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта. На 800 че-
Ловек — 1 ребенок с синдромом Дауна. С возрастом увеличивается чис-
Ло людей, страдающих нарушениями слуха (после 50 лет).
В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограничен-
ными возможностями: 4,5 % всей детской популяции (1,7 млн детей) —
Дети с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специ-
альном образовании. В это число входит более 35 тыс. детей дошкольного
возраста, и 63,6 % таких детей находятся в дошкольных образователь-
ных учреждениях вместе с обычными детьми. 272 тыс. детей школьного
возраста обучаются в 1905 специальных образовательных учреждениях.
Отношение к детям, имеющим различные отклонения в развитии,
несет на себе следы длительной истории эгоизма и себялюбия обще-
Ства еще со времен инфантицида. Так назывался в истории период ан-
Тичности (IV в, до н. э.), когда применялось массовое детоубийство.
Каждого родившегося с физическими или умственными дефектами
ребенка уничтожали, сбрасывая в пропасть. Этот обычай кое-где в Ев*
Ропе сохранялся еще и в Средние века. В XVI-XVII вв. человеческая
Жизнь приобретает уже некоторую ценность, и к дефективным детям
Относятся более гуманно, начинают искать пути помощи и возвраще-
Ния их в общество. Тип странного, погруженного в себя человека, вы-
Зывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощ-
Ного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту,
Связан с представлениями о чудаках. В российской культуре особое,
Почетное место занимает образ юродивого. Не случайно в персонаж
Иванушки-дурачка народная мудрость вложила способность видеть
То, чего не видят умные, говорить правду там, где лукавят социально
Приспособленные (Никольская О. С).
Позднее появилась мысль лечить, воспитывать, обучать ремеслам