Понятия «личность», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Развитие и социализация личности
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается другим и наукам и, например, философией, социологией, педагогикой. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальным и исследованиями и теоретическим и обоснованиями.
Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. В содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, определяющие значимые в отношении других людей поступки. К числу личностных качеств не принято относить особенности фенотипической и физиологической организации человека, уровень развития его познавательных процессов.
Б.Г.Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект, личность и индивидуальность.
Индивид- это человек как природное существо, представитель Homo sapiens, имеющий конкретную биологическую сущность.
Субъект- это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Личность - это субъект, включенный в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего им приобретаются особые социальные качества.
Индивидуальность- это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Личность (англ. реrsonaliti, лат. persona- маска)- это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые определяют все внешние проявления человека. Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что, в свою очередь, предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементам и, образующим и структуру как целое.
Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему.
Структура личности - это относительно неизменные индивидуально-психологические характеристики, демонстрируемые человеком в раз личных обстоятельствах ив различное время.
Наиболее подробно проблема структуры личности отражена в работах К.К.Платонова. Согласно его концепции
1) низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента;
2) второй уровень личности включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека (мышления, памяти, внимания и т.д.), зависящие как от врожденных факторов, так и от приобретенных, т.е. от тренировки, развития, совершенствования этих качеств;
3) третьим уровнем развития личности является ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки; эта подструктура имеет социальный характер,
4) высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды и убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки; данная подструктура формируется под влиянием воспитания и наиболее полно отражает идеологию общества, в которое человек включен.
С. Л. Рубинштейн различал в структуре личности:
- направленность,
- способности,
- темперамент,
- характер,
- самосознание.
А.Н.Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в структуру личности, а являются условием формирования направленности и воли, составляющих ядро личности.
Структура личности может рассматриваться:
- как набор определенных черт личности -устойчивых качеств (Р.Кеттел);
- как набор стилевых характеристик, отражающих особенности межличностного взаимодействия (X.Гуф);
- как модель личностных предпочтений, отражающая уровень психосексуального развития личности (М.Крут);
- может быть описана при помощи биологически ориентированных показателей (Г.Айзенк и М.Айзенк, М.Заккерман).
Проблёма структуры личности, природа ее организации и влияние на функционирование индивида является ключевым компонентом во всех теориях личности.
При рассмотрении вопроса формирования личности, как в отечественной, так и зарубежной психологии пользуются понятием «развитие личности».
Развитие- это процесс закономерного необратимого направленного изменения (во времени), перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от простого к сложному, от низшего к высшему. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры. Различают две формы развития:
- эволюционную, связанную с количественными изменениями объекта;
- революционную, характеризующуюся качественным и изменениями в структуре объекта.
Развитие личности - процесс формирования человеком собственной природы, присвоения и созидания им предметов культуры, обретения круга значимых других, проявления себя перед самим собой.
Уровень структуры личности, отражающий познание социальной организации общества, традиционно обозначается как процесс социализации. Социализация (лат. socialis -общественный) - это особый процесс включения индивида в общество, результат усвоения и активного воспроизводства им социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Понятие «социализация» было введено в 40-е годы XX в. А. Доллардом и Дж. Миллером.
Посредством социализации человек учится жить совместно с другими людьми, адаптироваться в конкретном обществе. Данный процесс предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации деятельности. Понятие социализации касается качеств, которые человек приобретает, и психологических механизмов, посредством которых достигаются их желаемые изменения. Процесс социализации может происходить как стихийно, так и целенаправленно (в результате воспитания и самовоспитания).
Направленность личности
В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Существуют разные определения этого понятия, например, «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев).
Направленность - это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.
Направленность личности - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех форм направленности лежат мотивы деятельности.
Установка - готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
Влечение- психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.
Желание- состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
Склонность - специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.
Убеждение- это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.