Модуль 2. Социальная психология и психология управления

7. Группа и её влияние на личность. Понятие группы. Классификация групп. Малая группа, её характеристики и виды. Понятие коллектива. Социальный статус и социальная роль индивида в малой группе. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики. Феномены групповой жизнедеятельности: конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, деиндивидуализация, огруппление мышления, групповая поляризация

8. Руководство и лидерство. Личностные особенности руководителя.Понятия руководства и лидерства. Теории лидерства. Стили лидерства (руководства) и их эффективность. Личностные особенности руководителя. Общие и специальные способности. Власть и её психологические источники. Авторитет руководителя. Индивидуальная управленческая концепция и индивидуальный стиль деятельности руководителя. Эффективность руководства.

9. Межличностные отношения и общение.Межличностные отношения и их виды. Понятие общения, его виды. Структура общения. Особенности коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

Модуль 3. Основы педагогики

10. Педагогика как наука История педагогических идей и воспитательных практик. Педагогика в системе наук о человеке, её предмет, задачи. Основные методологические принципы и методы педагогики. Современные педагогические технологии.

11. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования Тенденции современной социокультурной ситуации в стране и в мире. Образование как способ вхождения человека в мир культуры, основные функции образования. Мировые образовательные тенденции. Существующая и перспективная системы образования в Республике Беларусь. Тенденции развития высшего образования.

12. Развитие, воспитание, социализация личности.Факторы развития личности. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность. Методы воспитания. Социализация личности.

13. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса Роль семьи в развитии, воспитании и социализации личности. Принципы и содержание семейного воспитания. Типы семей, их влияние на воспитание. Модели негативных семейных отношений. Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания в семье.

14. Самосовершенствование личности. Акмеологические основы самосовершенствования личности. Особенности воспитания и самовоспитания, ориентированные на успех. Понятие самоактуализации. Черты самоактуализировавшейся (развитой) личности. Пути и способы самосовершенствования личности.

Творческий потенциал личности и условия его развития. Жизненный путь как программирование и как творчество.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Название темы   Лекции Семинарские занятия Всего часов аудиторных занятий
Модуль 1. Общая психология
Тема 1. Психология как наука. Методы психологии
Тема 2. Сознание и деятельность
Тема 3. Познавательные процессы
Тема 4. Психические состояния. Эмоции и воля
Тема.5. Психические свойства личности
Тема 6. Личность в психологии
Модуль 2. Социальная психология и психология управления
Тема 7. Группа и ее влияние на личность  
Тема 8. Руководство и лидерство. Личностные особенности руководителя
Тема 9. Межличностные отношения и общение
Модуль 3. Основы педагогики
Тема 10. Педагогика как наука
Тема 11. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования
Тема 12. Развитие, воспитание, социализация личности
Тема 13. Семья в социальном пространстве воспитательного процесса
Тема 14. Самосовершенствование личности
ВСЕГО:

МОДУЛЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Введение в модуль

Высокий профессионализм требует от специалиста любого профиля знания особенностей собственной внутренней жизни, осознания своих переживаний, поступков, мыслей, умения выстраивать отношения с окружающими, константного самосовершенствования и личностного роста.

Основными задачами модуля «Общая психология являются»: формирование у обучаемых психологических взглядов и убеждений по вопросам активизации личных возможностей при решении повседневных задач; обучение студентов умению практически использовать положения и рекомендации психологии для выявления, анализа и оценки психологических аспектов личной и профессиональной деятельности, решения проблемных ситуаций, имеющих психологическое значение.

Овладение обучаемыми психологическими знаниями является неотъемлемым фактором развития профессиональной компетентности, инициативы и творческого отношения к деятельности.

В ходе обучения студенты имеют возможность исследовать особенности восприятия, внимания, памяти, мышления. Это позволяет более детально понять закономерности психической деятельности, опираясь на которые, правильно объяснить проявления личности, дать более полную оценку поступкам и действиям человека с позиции соотношения целей и средств их достижения, мотивов и нравственной ценности.

Предложенный в данном модуле материал разделен по темам в соответствии с логикой преподавания курса. По каждой теме предлагается лекционный материал, излагаемый в достаточно краткой и доступной для понимания форме, планы семинарских и практических занятий, список литературных источников. Также приведены тестовые задания для самопроверки и контроля знаний. Особое место в модуле занимает раздел «Это интересно», материалы которого будут способствовать не только лучшему усвоению курса, но и активному самопознанию студентов.

В данном модуле мы не ставим целью «объять необъятное». Предложенный раздел не может претендовать на исчерпывающее освещение всех проблем общей психологии. Однако мы постарались кратко и в наиболее доступной форме осветить основные вопросы курса.

Наши рекомендации