Тема 23. Особенности развития социально-педагогической теории и практики в 60 – 80-е гг. ХХ в.
Завершение перехода к всеобщему среднему образованию. Развитие школ и групп продленного дня в целях усиления социальной функции образовательного учреждения. Определение школы как центра воспитательной работы в микрорайоне, расширение взаимодействие школ со спортивными и культурно-просветительными учреждениями. Развитие системы внешкольных детских учреждений. Создание научных, трудовых объединений школьников. Усиление роли школы в профессиональной подготовке учащихся в сочетании с широким привлечением их к общественно полезному труду.
Развитие дошкольного общественного воспитания детей, создание нового типа дошкольного учреждения – ясли-сад, задача которого – всестороннее развитие и воспитание ребенка и подготовка к обучению в школе.
Социально-педагогическая деятельность специализированных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.
Разработка вопросов взаимодействия школы с детскими и подростковыми общественными организациями. Анализ недостатков педагогической практики сведения всей воспитательной работы к воспитанию детей в пионерской организации.
Обострение проблемы социального сиротства детей. Создание специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, специальных профессионально-технических училищ для несовершеннолетних правонарушителей.
Разработка концепции детского коллектива как социально-педагогического феномена. Введение в научный оборот понятия «педагогика среды». Изучение социально-психологических характеристик детского коллектива: системы межличностных отношений, стадий развития коллектива, психологического климата и эмоциональных потенциалов, вопросов лидерства и др. (А.В. Петровский, А.Н. Лутошкин, В.А. Караковский, Семенов В.Д., Новикова Л.И.).
Тема 24. Основные тенденции развития социальной педагогики
В России на рубеже XX – XXI вв.
Социально-экономический контекст введения новых для России профессий социального педагога и социального работника (1990). Деятельность общественной организации «Ассоциация социальных педагогов и работников» (АСОПиР).
Система подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности в России. Творческое использование зарубежного опыта профессионального обучения.
Основные направления развития современной социально-педагогической теории в России конца ХХ – начала ХХI вв. (В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, М.В. Никитин, Л.Н. Никитина, Г.Н. Филонов).
Разработка концепции социализации ребенка в условиях общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, летнего оздоровительного лагеря, а также в деятельности детских общественных организаций и объединений.
Современная система социального воспитания детей и молодежи в России. Основные направления развития современной социально-педагогической практики в России конца ХХ – начала ХХI вв.
Темы семинарских занятий
Раздел I. Общие основы курса
Семинар 1. Концептуальные основы учебного курса
«История социальной педагогики»
Вопросы:
1. Функции историко-педагогического знания в обществе.
2. Основные задачи и роль курса истории социальной педагогики в профессиональной подготовке социального педагога.
3. Методологические подходы в построении учебного курса «История социальной педагогики».
4. Этапы становления социально-педагогической теории и практики в обществе, критерии их выделения.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. – С. 3 – 5.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 3-9.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 9-10.
дополнительная
1. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 13-26.
2. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 8-10.
3. Фирсов, М.В. История социальной работы в России [Текст] / М.В. Фирсов. – М. 1999. – С. 3-27.
Семинар 2.Основные истоки социальной педагогики
Вопросы:
1. Объективность природы процессов социального воспитания и социализации.
2. Сущность и структура процесса социализации, общее и особенное в социализации и воспитании.
3. Основные источники развития социальной педагогики.
Литература
Обязательная
1. Басов, Н.Ф. История социальной педагогики [Текст] / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Н. Кравченко.– М.: Академия, 2005. - С. 3 – 5.
2. История социальной педагогики [Текст]: Хрестоматия: Учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 3-9.
3. Никитин, М.В. Начала социальной педагогики [Текст] / М.В. Никитин. - М., 1998. - С. 9-10.
дополнительная
1. История социальной педагогики: [Текст] :Учебное пособие / Под ред. В.И. Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С. 23 – 31.
2. История педагогики [Текст]: Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. Часть I. - С. 13-26.
3. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. - С. 8-10.