I. основы дошкольной педагогики

I. ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Дошкольная педагогика как наука

Предметом дошкольной педагогики является

J личность ребенка дошкольного возраста

J дошкольный период детства

R изучение закономерностей воспитания, обучения и образования детей от рождения до поступления в школу

J воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста

2 Дошкольная педагогика – это …

J наука о воспитании и обучении детей дошкольного возраста

J наука о воспитании детей дошкольного возраста

J наука о воспитании дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

J наука о закономерностях воспитания детей дошкольного возраста

R наука о закономерностях воспитания детей от рождения до поступления в школу

3Процесс становления человека под воздействием совокупности объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних факторов – это …

J развитие

R формирование

J детская субкультура

J социализация

J образование

4Процесс направленных и закономерных изменений приводящий к возникновению количественных и качественных структурных преобразований психики и поведения человека

R развитие

J формирование

J детская субкультура

J социализация

Целенаправленный процесс воздействия на развивающуюся личность, направленный на формирование личностных качеств, передачу социального опыта и системы ценностей общества

J развитие

R воспитание

J образование

J обучение

J формирование

Целенаправленный процесс управляемого познания явлений, закономерностей окружающего мира и освоения способов учебно - познавательной деятельности

J развитие

J воспитание

J образование

R обучение

J формирование

7Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином определенных государством образовательных уровней

J развитие

J воспитание

R образование

J обучение

J формирование

Процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей, типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам общества

R социализация

J развитие

J воспитание

J обучение

J формирование

9Специально организованное взаимодействие воспитателя и детей в целях решения педагогической задачи путем влияния на сознание, чув­ства, поведение воспитуемых – это …

R метод воспитания

J метод обучения

J развитие

J образование

J формирование

10Система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучаемых, обес­печивающих усвоение содержания образования – это …

R метод обучения

J метод воспитания

J развитие

J образование

J формирование

11Система знаний, на­выков и умений, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие умственных и физических сил детей, подготавливает их к активному участию в дея­тельности

R содержание образования

J метод воспитания

J развитие

J образование

J формирование

Методологической основой дошкольной педагогики является

J закономерности педагогического процесса

J теория познания и сущность процесса дошкольного образования

J законы дидактики дошкольного образовательного учреждения

R законы материалистической диалектики

J современная концепция дошкольного образования

К биологическим факторам развития личности относятся

J воспитание

R наследственность

J окружающая среда

J среда ближайшего окружения

К социальным факторам развития личности относятся

R среда ближайшего окружения

J внутриутробное развитие ребенка

J наследственность

J врожденные индивидуальные свойства

Методы исследования дошкольной педагогики, служащие средством сбора научно-педагогических фактов

J теоретические методы исследования

J математические методы исследования

J интерпретационные методы исследования

Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога

1. Задание {{ 1 }} ТЗ 1

Культурное пространство детского сообщества, характеризующееся относительной автономностью языковых форм, способов общения, манерами поведения и пр., куда как в данность, включен каждый ребенок

R детская субкультура

J развитие

J формирование

J социализация

J социализация

J педагогический процесс

J развитие

J родители

J члены семьи

J ровесники

R коммуникативными

J дидактическими

J академическими

J речевыми

J организаторскими

R гностической

J исследовательской

J информационной

J побудительной

J организаторской

5. Функция, включающая умения определять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, проблемно ставить вопросы и т. д. называется

R исследовательской

J гностической

J информационной

J побудительной

J организаторской

Функция, включающая умения пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала и т. д. называется

R исследовательской

J гностической

J информационной

J побудительной

J организаторской

Функция, включающая умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и т. д. называется

R исследовательской

J гностической

J информационной

J побудительной

J организаторской

J диагностическая

J координирующая

J коммуникативная

J материнская

9. Функция, направленная на определение состояния воспитуемых и педагогического процесса в целях определения правильной стратегии и тактики воспитательно-образовательной работы, называется

R диагностическая

J координирующая

J коммуникативная

J материнская

R координирующая

J диагностическая

J коммуникативная

J материнская

R коммуникативная

J диагностическая

J координирующая

J материнская

Функция, проявляющаяся в обеспечении положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития называется

R материнская

J диагностическая

J координирующая

J коммуникативная

J диагностическая

J координирующая

J коммуникативная

J подчинение взрослым

J общение

15. … характеризуется подчи­нением детей, ограничением их свободы и автономии, жестким контролем педагога за поведением и развити­ем ребенка

R педагогика принуждения

J педагогика полной свободы

J педагогика любви

J педагогика сотрудничества

17. … предполагает либе­рально-попустительский стиль отношения к детям

R педагогика полной свободы

J педагогика принуждения

J педагогика любви

J педагогика сотрудничества

18. … предполагает демокра­тический (помогающий) стиль отношений

R педагогика сотрудничества

J педагогика принуждения

J педагогика любви

J педагогика полной свободы

19. … предполагает гармоничное развитие личности, любовь взрослых к ребенку, гуманный стиль отношения к ребенку, личностно-ориентированный подход.

R педагогика сотрудничества

J педагогика принуждения

J педагогика любви

J педагогика полной свободы

20. Основой конструирования образовательного про­цесса в ДОУ является

J подчинение детей взрослым

J общение

J дидактическими

J коммуникативными

J речевыми

J организаторскими

R дидактическими

J академическими

J коммуникативными

J речевыми

J организаторскими

R речевыми

J академическими

J коммуникативными

J дидактическими

J организаторскими

R организаторскими

J академическими

J коммуникативными

J дидактическими

J речевыми

R конструктивными

J академическими

J коммуникативными

J дидактическими

J речевыми

28. Умения, которые помогают специалисту планировать свою деятельность называются

R конструктивными

J организаторскими

J коммуникатив­ными

J гностическими

30. Умения, которые помогают специалисту отбирать и строить учебный мате­риал, осуществлять перспективное и текущее планирование называются

R конструктивными

J организаторскими

J коммуникатив­ными

J гностическими

31. Умения, связанные с реализацией намеченных планов называются

R организаторскими

J конструктивными

J коммуникатив­ными

J гностическими

32. Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающи­ми называются

R коммуникатив­ными

J конструктивными

J организаторскими

J гностическими

33. Умения, связанные с познанием учителем как отдель­ных учеников, так и коллектива в целом называются

R гностическими

J конструктивными

J организаторскими

J коммуникатив­ными

34. Умения, связанные с анализом педагогических си­туаций и результатов своей деятельности называются

R гностическими

J конструктивными

J организаторскими

J коммуникатив­ными

35. Способность передавать учеб­ный материал, делая его доступным относятся к

R дидактическим

J академическим

J перцептивным

J организаторским

J коммуникативным

J дидактическим

J перцептивным

J организаторским

J коммуникативным

37. Способности проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связан­ная с тонким пониманием личности школьника и его психического со­стояния относятся к

R перцептивным

J дидактическим

J академическим

J организаторским

J коммуникативным

R речевым

J дидактическим

J академическим

J организаторским

J коммуникативным

39. Способность организовать уче­ников, формировать их коллектив, воодушевлять школьников на реше­ние учебных задач относятся к

R организаторским

J дидактическим

J академическим

J речевым

J коммуникативным

40. Способности непосредственно эмоционально-волевым влиянием на учащихся добиваться у них авто­ритета относятся к

R авторитарным

J дидактическим

J академическим

J речевым

J коммуникативным

R коммуникативным

J дидактическим

J академическим

J речевым

J авторитарным

42. Способность предвидеть по­следствия педагогической деятельности относятся к

J дидактическим

J академическим

J речевым

J авторитарным

R аттестационным

J дидактическим

J академическим

J речевым

J авторитарным

R Я.А.Коменского

J К.Д.Ушинского

J Ф.Фребеля

J И.Г.Песталоцци

J А.П.Усовой

2.

R Я.А.Коменский

J К.Д.Ушинский

J Ф.Фребель

J И.Г.Песталоцци

J А.П.Усова

3.

R Я.А.Коменский

J К.Д.Ушинский

J Ф.Фребель

J И.Г.Песталоцци

J А.П.Усова

В период с 1960 – 1992 г. в России основным видом дошкольного учреждения был определен

J детские ясли

J детский сад

J детский сад –очаг

R ясли- детский сад

J Коменский Я.А.

R Фребель Ф.

J Ушинский К.Д.

J Каптерев П.Ф.

В первые годы Советской власти 1917-1924 г. основным видом дошкольного учреждения был определен

R детский сад –очаг

J детские ясли

J детский сад

J ясли- детский сад

7 Первая программа работы детского сада в нашей стране была принята в ……….. году

R 1934

J 1936

J 1940

J 1944

J Семейный кодекс

J Семейный кодекс

Государства, которые присоединились к Конвенции ООН должны нести перед международным сообществом ………………………..

J моральную ответственность

R 1943

J 1947

J 1949

J 1951

Редактором первого русского журнала по дошкольному воспитанию " Детский сад" был

R А.С. Симонович

J Е. И. Тихеева

J Е.Н. Водовозова

J Л.Н. Толстой

Тема 4.1. Теория игры

1. Исследователь, который отметил наличие трех ступеней в развитии объединения детей в игре

R Усова А.П.

J Михайленко Н

J Новоселова С.Л.

J Менджерицкая Д.В.

2. Исследователь, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни:

R Гроос Н.

J Усова А.П.

J Эльконин Д.Б.

J Фребель Ф.

J Песталоцци И.Г.

3. Ученый, впервые выступивший с утверждением о том, что «игра – это дитя труда»

R В. Вунд

J Г.В. Плеханов

J К. Гроос

J П.Ф. Лесгафт

J И.П. Павлов

4. Ученый, который на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры

R Эльконин Д.Б.

J Лесгафт П.Ф

J Гроос К.

J Вунд В.

J Плеханов Г.В.

5. Не относится к положениям современной отечественной теории игры

R генетическая общность искусства и игры

J содержание и назначение в человеческом обществе

J социальная природа игры

J историческое происхождение игры

6. Ученый, которым было доказано, что игра имеет социальную основу (в работе «Человек как предмет воспитания»)

R Ушинский К.Д.

J Гроос К.

J Плеханов Г.В.

J Вунд В.

J Эльконин Д.Б.

7. Ученый, по мнению которого, дети, играя, вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности, а наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится играющим коллективом

R Усова А.П.

J Михайленко Н.Я.

J Жуковская Р.И.

J Запорожец А.В.

J Макаренко А.С.

8. Классификация игрушек на сенсорные, звуковые, двигательные, военные, образные, конструктивные, производственные, общественные, бытовые предложена

R Аркиным Е.А.

J Новоселовой С.Л.

J Флериной Е.А.

J Венгер Л. А.

J Макаренко А.С.

8. Система дидактических игр детского сада впервые была создана

R Фребелем Ф.

J Монтессори М.

J Песталоцци И.

J Тихеевой Е.И.

J Ушинским К.Д.

10. Автор классификации игр, в основе которой лежит категория «инициативы» исходящей от субъекта игры

R Новоселова Н.К.

J Зворыгина Е.В.

J Крупская Н.К.

J Лесгафт П.Ф.

J Аркин Е.А.

11. Дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта была разработана и предложена к использованию в детском саду

R Тихеевой Е. И.

J Аванесовой А. В.

J Крупской Н.К.

J Богуславской З. М.

J Новоселовой Н.К.

Раздел 5. Содержание и методика воспитания детей дошкольного возраста

J нравственная норма

Пример, поощрение и наказание – это

J нравственная норма

J нравственная норма

4. Способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка, в соответствии с целями и задачами нашего общества – это ______ нравственного воспитания

R методы

J средства

J формы

J принципы

J цель

R подход амплификации

J подход интеграции

J подход социализации

J подход амплификации

J подход интеграции

J подход социализации

R подход социализации

J подход амплификации

J подход интеграции

R нравственное воспитание

J нравственное развитие

J нравственный формализм

J нравственный инфантилизм

J нравственная культура

R нравственное развитие

J нравственное воспитание

J нравственный формализм

J нравственный инфантилизм

J нравственная культура

R нравственный формализм

J нравственное воспитание

J нравственное развитие

J нравственный инфантилизм

J нравственная культура

R дошкольный возраст

J младенческий возраст

J раннее детство

J младший школьный возраст

J национальное воспитание

R раннего возраста

J младенчества

R задача

J принцип

J метод

J средство

16. Воспитание социальных эмоций, нравственных чувств – это ______ нравственного воспитания

R задача

J принцип

J метод

J средство

17. Воспитание нравственно-волевых качеств и опыта поведения соответствующего моральным нормам – это ______ нравственного воспитания

R задача

J принцип

J метод

J средство

18. Воспитание практики культуры поведения и об­щения в дошкольном детстве – это ______ нравственного воспитания

R задача

J принцип

J метод

J средство

19. Художественная литература – это ______ нравственного воспитания

R средство

J принцип

J метод

J задача

20. Организация деятельности в целях приобретения детьми практического опыта нравственных поступков, проявления гуманных чувств и отношений – это ______ нравственного воспитания

R средство

J принцип

J метод

J задача

21. Природа – это ______ нравственного воспитания

R средство

J принцип

J метод

J задача

22. Общение – это ______ нравственного воспитания

R средство

J принцип

J метод

J задача

23. Уважение личности ребенка, признание его субъектом воспитания, индивидуальный подход к детям – это ______ нравственного воспитания

R условия

J средства

J методы

J задачи

24. Создание обстановки положительного эмоционального климата в группе и благоприятного положения в ней каждого ребенка, единство требований со стороны всех воспитывающих ребенка лиц – это ______ нравственного воспитания

R условия

J средства

J методы

J задачи

25. Умение красиво и правильно есть, пользовать­ся необходимыми приборами; быть опрятным, следить за своей позой, осанкой, жестами и т.п. – это содержание

J воспитания патриотизма

J доброжела­тельных отношений между детьми

J желание понравиться

26. Положительная оценка результатов деятельнос­ти каждого ребенка, значимость результата для всей группы – это условие

R формирования коллективистической на­правленности личности

J воспитания патриотизма

J нравственного воспитания

J нравственного развития

R Ж.Пиаже

J В. Г. Нечаевой

J Д. Б. Эльконина

J А. П. Усовой

J К.Д.Ушинского

Исследователь объединивший все методы нравственного воспитания дошкольников в три группы: методы формирования нравственного поведения; методы формирования нравственного сознания; методы стимулирования чувств и отношений.

R В.И.Логинова

J Б.Т.Лихачев

J В.Г.Нечаева

J Ю.К.Бабанский

J И.П.Подласный

R сострадание

J сочувствие

J содействие

J сорадость

J воспитание гуманности

J развитие интеллекта

2. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста включает

R самообслуживание

J поручения

J труд рядом

J общий труд

3. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста включает

R хозяйственно-бы­товой труд

J поручения

J труд рядом

J общий труд

4. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста включает

R труд в природе

J поручения

J труд рядом

J общий труд

5. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста включает

R ручной и художественный труд

J поручения

J труд рядом

J общий труд

6. Труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя называется

R самообслуживанием

J хозяйственно-бы­товым трудом

J общим трудом

J трудом рядом

7. В содержание труда по самообслуживанию входит подготовка рабочего места перед началом рисования, уборка и даже мытье (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игру­шек, книг

R у старших дошкольников

J у младших дошкольников

J у детей среднего возраста

J у детей раннего возраста

8. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др.

R хозяйственно-бы­товой труд

J самообслуживание

J ручной и художественный труд

J труд в природе

9. Содер­жанием этого вида труда являются уход за растениями и жи­вотными, выращивание овощей на огороде, озеленение уча­стка, участие в чистке аквариума и др.

R труд в природе

J самообслуживание

J ручной и художественный труд

J хозяйственно-бы­товой труд

10. Трудом, направленным на удовлетворение эстети­ческих потребностей человека называется

R ручной и художественный труд

J самообслуживание

J труд в природе

J хозяйственно-бы­товой труд

11. Труд, способствующий развитию фантазии, творческих способностей, развитию мелких мыш­ц рук, способствующий воспитанию выдержки, настойчивос­ти

R ручной и художественный труд

J самообслуживание

J труд в природе

J хозяйственно-бы­товой труд

12. Обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие

R поручение

J труд рядом

J общий труд

J совместный труд

J дежурство

13. Воспитатель дает детям общие (для 5-6 человек) поручения

R в старших группах

J в группах раннего возраста

J в младших группах

J нет таких поручений

14. Воспитатель может давать поручения с отсрочен­ным результатом

R в старших группах

J в группах раннего возраста

J в младших группах

J нет таких поручений

15. Труд, предполагающий такую организацию детей, при кото­рой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно называется

R общим

J трудовыми поручениями

J совместным

J трудом рядом

16. Труд, предполагающий взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других называется

R совместным

J трудовыми поручениями

J общим

J трудом рядом

17. Форму орга­низации труда, при которой дети наряду с трудовыми реша­ют и нравственные задачи: договариваются о разделении тру­да, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы называют

R коллективной

J совместной

J общей

J труд рядом

18. Организацию общего труда рекомендуется начинать

R в средней группе

J в старшей группе

J в младшей группе

J в раннем возрасте

19. Организацию совместного труда рекомендуется начинать

R в старшей группе

J в средней группе

J в младшей группе

J в раннем возрасте

20. Организация материальной среды и трудового оборудования является … обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности

R условием

J методом

J задачей

J целью

21. Создание эмоционально-положительной атмосферы является … обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности

R условием

J методом

J задачей

J целью

22. Учет нагрузки является … обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности

R условием

J методом

J задачей

J целью

23. Учет индивидуальных интересов, склонностей к тому или иному виду труда является … обеспечивающим воспитательный успех тру­довой деятельности

R условием

J методом

J задачей

J целью

24. Собственная трудовая деятельность детей является … тру­дового воспитания

R средством

J методом

J условием

J целью

25. Художественная литература, музыка является … тру­дового воспитания

R средством

J методом

J условием

J целью

26. Изобразительное искусство является … тру­дового воспитания

R средством

J методом

J условием

J целью

27. Труд по охране природы является

R содержанием

J формой

J методом

J целью

J принципом

28. Труд ребенка дошкольного возраста носит … характер

R ситуативный

R воспитывающий

J обязательный

J материальный

29. Вопросы трудового воспитания дошкольников рассматривали

R Нечаева В.Г.

R Година Г.Н.

J Лесгафт П.Ф.

J Усова А.П.

30. Воспитание отношения к труду взрослых является

R задачей

J содержанием

J методом

J целью

J принципом

R эстетическое воспитание

J художественное воспитание

J творческая деятельность

J эстетическая деятельность

J эстетическое восприятие

2. Процесс формиро­вания у детей способности чувствовать, понимать, оце­нивать, любить искусство; потребности в художествен­но-творческой деятельности и создании эстетических ценностей

R художественное воспитание

J эстетическое воспитание

J творческая деятельность

J эстетическая деятельность

J эстетическое восприятие

1. Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное - это

R эстетическое воспитание

J художественное образование

J эмоциональное воспитание

J эстетическое развитие

2. Развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности - … эстетического воспитания

R цель

J метод

J прием

J условие

3. Совершенствование эстетического сознания - … эстетического воспитания

R цель

J метод

J прием

J условие

4. Формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры - … эстетического воспитания

R цель

J метод

J прием

J условие

5. Формирование эстетических знаний - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

6. Овладение эстетическим и культурным наследием прошлого - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

7. Приобщение дошкольников к прекрасному в жизни, природе, труде - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

8. Формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

9. Обучение детей рисованию, лепке, конструированию - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

10. Обучение пению, движениям под музыку - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

11. Развитие словесного творчества - … эстетического воспитания

R задача

J метод

J прием

J условие

12. Изучение элементов теории эстетики - … эстетического воспитания

R содержание

J метод

J прием

J условие

13. Систематическое общение с художественной культурой - … эстетического воспитания

R содержание

J метод

J прием

J условие

14. Художественная декоративная деятельность, детский дизайн - … эстетического воспитания

R содержание

J метод

J прием

J условие

15. Слушание музыки, игра на музыкальных инструментах - … эстетического воспитания

R содержание

J метод

J прием

J условие

16. Эстетика быта - … эстетического воспитания

R средство

J метод

J прием

J содержание

17. Природа - … эстетического воспитания

R средство

J метод

J прием

J содержание

18. Искусство - … эстетического воспитания

R средство

J метод

J прием

J содержание

19. Художественная деятельность - … эстетического воспитания

R средство

J метод

J прием

J содержание

20. К методам формирования эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания детей дошкольного возраста относятся

R слушание музыкальных произведений

J создание проблемных ситуаций

J упражнение в изобразительных умениях

J драматизация художественных произведений

R методы обучения

J цели обучения

J принципы обучения

J содержание обучения

J количества детей

J принципа обучения

3. К группе наглядных методов обученияотносятся

R наблюдение

J упражнение

J опыты

J моделирование

4. К группе наглядных методов обученияотносятся

J упражнение

J опыты

J моделирование

5. Умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изме­нения, устанавливать их причины, делать выводы

R наблюдение

J ощущения

J труд

J моделирование

6. Наблюдения, дающие возможность знакомить детей с процес­сом развития, с изменением состояния того или иного объекта относятся к

R длительным

J кратковременным

J сравнительным

J обобщающим

7. Наблюдения, представляющие особую ценность для разви­тия мыслительной деятельности детей

Относятся к

R сравнительным

J кратковременным

J длительным

J эпизодическим

8. Показ спо­собов действий, показ образца относится к

J игровым приемам обучения

9. К группе практических методов обученияотносятся

R упражнение

R опыты

J наблюдение

J рассказ воспитателя

10. К группе практических методов обученияотносятся

R упражнение

R моделирование

J наблюдение

J рассказ воспитателя

11. Мно

Наши рекомендации