II. Чувство ответственности. Как его разделить с ребенком?
Игра – дискуссия “Где вы стоите?”
Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого.
Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон).
Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.
Примерные утверждения:
- Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.
- Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.
- Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!
- Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.
Каждый участник, занявший позицию, высказывает свое мнение точно и лаконично. Вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.
Упражнение “Отдайте часть ответственности”
(3-4 части упражнения выполняется дома вместе с ребенком)
1 часть
Каждому участнику тренинга дается список черт.
Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.
- Не делает уроков
- Не следит за домашними животными
- Отказывается от коллективных игр и дел
- Оставляет грязную посуду
- Имеет завышенные требования к себе
- Не понимает чувств и переживаний других людей
- Много смотрит телевизор
- Плохо учится
- Имеет низкую самооценку
- Приводит друзей домой, когда нет родителей
- Убегает из дома
- Дерется с братьями или сестрами
- Часто спорит с взрослыми
- Отказывается выполнять просьбы
- Имеет нежелательных друзей
- Часто теряет контроль над собой
- Кажется безразличным к окружающим
- Грубит учителям
- Часто дерется в школе
- Часто специально раздражает взрослых
- Закатывает истерики
- Не убирается в своей комнате
- Курит
- Лжет
- Мало и беспокойно спит
- Требует денег
- Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
2 часть
Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.
Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка | Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка |
3 часть
В разделе “Перечень событий, влияющих ша Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.
Например: В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.
4 часть
По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.
III. Заключительная часть
ЗАНЯТИЕ №8
ТЕМА:ВСЕГДА ЛИ МЫ ПОСТУПАЕМ ПРАВИЛЬНО?
ОБОРУДОВАНИЕ:мяч, бланки.
I. Разминка
Упражнение “Подарок”.
Передай соседу подарок, описывая его только жестами и мимикой.
II. Основная часть
Упражнение “Список поощрений и наказаний”
1. Родители заполняют таблицу
Поощрение | Наказание |
2. Дети заполняют таблицу
Желаемое поощрение | Самое страшное наказание |
3. Родители и дети образуют две группы (родители и дети отдельно), меняются составленными списками. Каждая группа выбирает наиболее приемлемые с ее точки зрения поощрения и наказания. При обсуждении представитель группы аргументировано объясняет свои позиции по данной теме.
Групповая дискуссия:
- Что эффективнее: поощрение или наказание?
- Необходимы ли наказания?
- Какие чувства испытываете при поощрении?
- Какие чувства испытываете при наказании?
Упражнение “Кулачок”
Участники работают в парах (родитель, ребенок). Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).
По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение:
- Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
- Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
- Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
- Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
- Что ждет человек, когда он переживает горе, неприятность?
- Как еще можно помочь человеку пережить неприятные ситуации?
Упражнение “Аукцион идей”
Обсуждение внутрисемейных ситуаций:
- Ребенок обижает младших в доме детей.
- Сын (дочь) дружит с ребятами, которые не нравятся родителям, т.к. те сквернословят, пропускают школу.
- Родителей не устраивает успеваемость ребенка в школе.
- Сын (дочь) разбивает любимую вазу или ломает магнитофон …
- Сын (дочь) не хочет идти в школу.
- Сын (дочь) стал(а) грубо разговаривать с родителями, постоянно пререкается, спорит …
III. Заключительная часть
Что нового я открыл для себя?
ЗАНЯТИЕ №9
ТЕМА:ПРАВА. ОБЯЗАННОСТИ.
ОБОРУДОВАНИЕ:мяч,бланки с высказываниями “Я хочу ..”, шаблоны силуэтов взрослого и ребенка, клубок ниток.
I. Разминка
Упражнение “Расскажи стихи руками”
Участники делятся на три группы, каждая группа получает задание: детское четверостишье (автор А.Л. Барто) рассказать с помощью пантомимы. “Зрители” должны его угадать.
II. Права и обязанности.
Упражнение “Я очень хочу …”
Упражнение выполняется в несколько этапов.
- Всем участникам раздаются по 1-2 бланка, в которых они должны закончить предложение “Я очень хочу …”.
- На доске вывешиваются два шаблона – силуэты взрослого и ребенка. Рядом с этими силуэтами прикрепляются заполненные бланки детей и родителей.
- Выбираются бланки, где желания детей и родителей совпадают.
- Несовпадающие желания анализируются следующим образом: дети анализируют желания родителей и наоборот.
Основные вопросы по анализу:
- Как помочь исполнению желания?
- Можно ли вообще исполнить это желание?
- Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?
4. Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов.
5. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу “Для исполнения желания …… я мог бы ……”.
Упражнение “Телефон доверия”
Участники “звонят” друг другу по очереди (дети родителям и наоборот), называя конкретную проблему прав и обязанностей в семье между детьми и родителями.
III. Завершающий этап
Упражнение “Паутинка”
Все участники встают в круг, передают клубок ниток с пожеланием “Я желаю тебе (Вам) …”.
Образовавшаяся паутинка символизирует понимание друг друга, сплоченность и доверие.
ЗАНЯТИЕ №10
ТЕМА:ЗАВЕРШАЮЩИЙ КРУГ.
ОБОРУДОВАНИЕ:мяч, семейная реликвия (дом. задание), чистые листы бумаги, фломастеры (мелки).
I. Разминка
Упражнение “Приветствие”
Участники под веселую мелодию приветствуют друг друга разными способами (по инструкции ведущего): рукопожатие, соприкосновениями спин, коленок, носов, пяток и т.д..