II. Чувство ответственности. Как его разделить с ребенком?

Игра – дискуссия “Где вы стоите?”

Цель: обучение ведению бесконфликтной дискуссии на предложенную тему, используя знания, совершенствование умения слушать, слышать и уважать чужую точку зрения, умение убедить другого.

Аудитория с помощью мела делится на две части, проставляются знаки “+” и “-“. Участники занимают позицию нейтралитета (вне обозначенных сторон).

Психолог произносит то или иное остро поставленное утверждение, участники выбирают и встают на позиции “+” (согласен) или “-” (не согласен). Если кто-то из участников не определился, то пока остается в нейтральной позиции.

Примерные утверждения:

  • Родители обязаны всегда нести ответственность за поступки своих детей.
  • Если ребенок спорит с родителями – он дурно воспитан.
  • Защищать своего ребенка от всех бед – родительский долг!
  • Чем больше проблем встречается в жизни ребенку, тем самостоятельнее он будет во взрослой жизни.

Каждый участник, занявший позицию, высказывает свое мнение точно и лаконично. Вначале высказывается одна сторона, затем другая. Участники могут изменить свое мнение и перейти на другую сторону.

Упражнение “Отдайте часть ответственности”

(3-4 части упражнения выполняется дома вместе с ребенком)

1 часть

Каждому участнику тренинга дается список черт.

Задание: выбрать те качества, которые беспокоят Вас в Вашем ребенке, и записать их на отдельном листочке.

  • Не делает уроков
  • Не следит за домашними животными
  • Отказывается от коллективных игр и дел
  • Оставляет грязную посуду
  • Имеет завышенные требования к себе
  • Не понимает чувств и переживаний других людей
  • Много смотрит телевизор
  • Плохо учится
  • Имеет низкую самооценку
  • Приводит друзей домой, когда нет родителей
  • Убегает из дома
  • Дерется с братьями или сестрами
  • Часто спорит с взрослыми
  • Отказывается выполнять просьбы
  • Имеет нежелательных друзей
  • Часто теряет контроль над собой
  • Кажется безразличным к окружающим
  • Грубит учителям
  • Часто дерется в школе
  • Часто специально раздражает взрослых
  • Закатывает истерики
  • Не убирается в своей комнате
  • Курит
  • Лжет
  • Мало и беспокойно спит
  • Требует денег
  • Задает много вопросов, но редко дожидается ответов

2 часть

Выбранные качества распределить в предложенную таблицу.

Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка Перечень событий, влияющих на Вашу жизнь и жизнь ребенка
   

3 часть

В разделе “Перечень событий, влияющих ша Вашу жизнь и жизнь ребенка” каждый пункт обговорить с ребенком и составить договор, учитывающий интересы и ребенка, и Ваши.

Например: В пункте “Много смотрит телевизор” совместный договор оговаривает темы и время просмотра телевизионных программ. Особо следует выделить последствия, если договор частично или в целом будет нарушаться. Виды последствия могут быть разнообразными: время сна (более раннее), лишение развлекательных телепередач и т.п.

4 часть

По каждому пункту раздела “Перечень событий, влияющих на жизнь ребенка” составляется договор. Таким образом, родители начинают отдавать решение проблем самим детям. Главное – форма передачи строится на доверии к ребенку, что позволит ему проявить интерес к самостоятельным действиям. Если же реакция ребенка оказывается неожиданной для Вас (раздражение, отказ, просьба избавиться от ответственности), то лучше спокойно выслушать ребенка и мягко повторить, что это именно то, что Вы хотите сделать.

III. Заключительная часть

ЗАНЯТИЕ №8

ТЕМА:ВСЕГДА ЛИ МЫ ПОСТУПАЕМ ПРАВИЛЬНО?

ОБОРУДОВАНИЕ:мяч, бланки.

I. Разминка

Упражнение “Подарок”.

Передай соседу подарок, описывая его только жестами и мимикой.

II. Основная часть

Упражнение “Список поощрений и наказаний”

1. Родители заполняют таблицу

Поощрение Наказание
   

2. Дети заполняют таблицу

Желаемое поощрение Самое страшное наказание
   

3. Родители и дети образуют две группы (родители и дети отдельно), меняются составленными списками. Каждая группа выбирает наиболее приемлемые с ее точки зрения поощрения и наказания. При обсуждении представитель группы аргументировано объясняет свои позиции по данной теме.

Групповая дискуссия:

  • Что эффективнее: поощрение или наказание?
  • Необходимы ли наказания?
  • Какие чувства испытываете при поощрении?
  • Какие чувства испытываете при наказании?

Упражнение “Кулачок”

Участники работают в парах (родитель, ребенок). Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
  5. Что ждет человек, когда он переживает горе, неприятность?
  6. Как еще можно помочь человеку пережить неприятные ситуации?

Упражнение “Аукцион идей”

Обсуждение внутрисемейных ситуаций:

  • Ребенок обижает младших в доме детей.
  • Сын (дочь) дружит с ребятами, которые не нравятся родителям, т.к. те сквернословят, пропускают школу.
  • Родителей не устраивает успеваемость ребенка в школе.
  • Сын (дочь) разбивает любимую вазу или ломает магнитофон …
  • Сын (дочь) не хочет идти в школу.
  • Сын (дочь) стал(а) грубо разговаривать с родителями, постоянно пререкается, спорит …

III. Заключительная часть

Что нового я открыл для себя?

ЗАНЯТИЕ №9

ТЕМА:ПРАВА. ОБЯЗАННОСТИ.

ОБОРУДОВАНИЕ:мяч,бланки с высказываниями “Я хочу ..”, шаблоны силуэтов взрослого и ребенка, клубок ниток.

I. Разминка

Упражнение “Расскажи стихи руками”

Участники делятся на три группы, каждая группа получает задание: детское четверостишье (автор А.Л. Барто) рассказать с помощью пантомимы. “Зрители” должны его угадать.

II. Права и обязанности.

Упражнение “Я очень хочу …”

Упражнение выполняется в несколько этапов.

  1. Всем участникам раздаются по 1-2 бланка, в которых они должны закончить предложение “Я очень хочу …”.
  2. На доске вывешиваются два шаблона – силуэты взрослого и ребенка. Рядом с этими силуэтами прикрепляются заполненные бланки детей и родителей.
  3. Выбираются бланки, где желания детей и родителей совпадают.
  4. Несовпадающие желания анализируются следующим образом: дети анализируют желания родителей и наоборот.

Основные вопросы по анализу:

  • Как помочь исполнению желания?
  • Можно ли вообще исполнить это желание?
  • Ущемляет ли какое-либо желание ваши права?

4. Каждая группа высказывает свою точку зрения. Обсуждение спорных вопросов.

5. Заключительный этап упражнения: все участники выбирают по одному из анализируемых желаний и высказываются по кругу “Для исполнения желания …… я мог бы ……”.

Упражнение “Телефон доверия”

Участники “звонят” друг другу по очереди (дети родителям и наоборот), называя конкретную проблему прав и обязанностей в семье между детьми и родителями.

III. Завершающий этап

Упражнение “Паутинка”

Все участники встают в круг, передают клубок ниток с пожеланием “Я желаю тебе (Вам) …”.

Образовавшаяся паутинка символизирует понимание друг друга, сплоченность и доверие.

ЗАНЯТИЕ №10

ТЕМА:ЗАВЕРШАЮЩИЙ КРУГ.

ОБОРУДОВАНИЕ:мяч, семейная реликвия (дом. задание), чистые листы бумаги, фломастеры (мелки).

I. Разминка

Упражнение “Приветствие”

Участники под веселую мелодию приветствуют друг друга разными способами (по инструкции ведущего): рукопожатие, соприкосновениями спин, коленок, носов, пяток и т.д..

Наши рекомендации