Знакомство участников друг c другом

Упражнение 1. «Самопрезентация». Участникам раз­даются карточки и карандаши дляоформления «визи­ток». Через некоторое время (5-7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко o себе, o своих ожиданиях и опасениях, связанных c тренин­гом.

Упражнение 2. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обла­датели которого должны поменяться местами, ведущий

преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обыч­но игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участни­ки обращаются друг к другу c фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...» B ответ каждый может согласить­ся или нет c данной ему характеристикой. Это упраж­нение помогает участникам глубже познакомиться, кро­ме того способствует активизации детского эго-состо­яния родителей, что создает базу для дальнейшей пси­хокоррекционной работы.

Осознание родительских установок

Рассказ психолога o сути понятия «психологическая установка» и ее влиянии на восприятие реальности дол­жен быть максимально прост и иллюстративен. Здесь возможно использование упражнений, позволяющих родителям на примере перцептивно-когнитивных про­цессов ощутить влияние установки. Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям за­писать, состоит в следующем: «На наши взаимоотно­шения c детьми оказывают влияние установки, сфор­мированные еще в детстве нашими родителями, неза­висимо от нашего желания - пока мы не осознаем их.

Если же установка осознана - она перестает верхово­дить нами, мы можем ее изменить».

Упражнение 4. Родительские установки». Участни­ков просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне рас­слабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, по­тому что...», «Непослушный ребенок - это...», «Роди­тели должны...»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживания­ми и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эф­фективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимо­отношений,

Позиции в общении:

Родитель, Взрослый и Ребенок

Тему родительских установок логично продолжает рассмотрение ригидных позиций в общении в рамках концепции Э. Берна. Основной тезис этого тематиче­ского блока: «Позиция Взрослого способствует прояв­лению взрослой позиции y другого человека. Позиция Родителя задает y другого позицию ребенка и наобо­рот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологиче­ское равенство c матерью или отцом, способствует ус­воению правил логики и здравого смысла». Если по­зволяет время, можно поэкспериментировать c различ­ными эго-состояниями по методике E. Сидоренко.

Подведение итогов занятия

Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Кaждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?». Мы практикуем в конце каждого занятия оказание поддер­жки одному иэ участников по принципу гештальтистского «горячего стула».

Домашнее задание

1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» c целью последующего обсуждения его в груп­пе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.

2) Родителям и детям - изобразить семью, обозна­чая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отрaжал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений o семейной структуре раз­ных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия.

З) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком c разных позиций.

ЗАНЯТИЕ 2
БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ

ДЕТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Цель:знакомство c концепцией Адлера-Дрейкурса об «ошибочных целях» поведения; обучение навыкам активного слушания; осознание неэффективных способов реагирования в ситуации, когда ребенок преследу­ет «ошибочную цель».

Обсуждение домашнего задания

Родители зачитывают свои сочинения, при этом пси­холог и участники отмечают общий эмоциональный тон повествования,характерные фразы, отражающие отно­шение родителя к ребенку и пр. Часто на этом этапе возникает необходимость психологической поддержки родителей, форму, оказания которой психолог выбира­ет в соответствии c техниками, которыми он владеет.

Вторая часть домашнего задания анализируется в соответствии c методикой «Семейная социограмма». После обсуждения полученных детских и родительских схематических отображений семейной системы можно предложить родителям составить «идеальную» схему для своей семьи.

Принятие чувств ребенка

Один из мотивов работы родителей в тренинговой группе - стремление к взаимопониманию со своим ребенком. Понять ребенка - значит услышать его чув­ства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведе­ния. Необходимым навыком здесь является навык «ак­тивного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия.

Упражнение 1. «Памятник чувству». Это вариант из­вестной техники «Скульптор», являющийся одновремен­но и разминочным упражнением, и хорошим введени­ем в тему. Родители работают в парах, один выполняет роль «глины», другой - «скульптора». «Скульпторы» получают карточки c названиями чувств, эмоциональ­ных состояний, «памятники» которым они должны без слов «слепить», используя тело партнера. На этапе об­суждения мы предлагаем родителям ответить на два дополнительных вопроса:

1) когда вы испытываете дан­ное чувство по отношению к своему ребенку?

2) когда, по вашему мнению, ребенок испытывает его по отно­шению к вам?

Рассказ психолога o психологических механизмах подавления чувств и компенсации составляется в соот­ветствии c образовательным уровнем участников тре­нинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою раз­рушительную силу. Называние и признание подавлен­ных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости c родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».

Упражнение 2. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых по­лучает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные ва­рианты ответов:

•«Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты мо­жешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

•«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатич­ный пес... Ho если боишься - давай перейдем на дру­гую сторону».)

•«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?»)

•«Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)

B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», автором которого является T. Гордон, американский психолог. Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует

на самом деле, и озвучивать эти чувства своими слова­ми, окрашивая свои высказывания пониманием и не­поддельной заботой (еще один термин, описывающий это явление, - «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращать­ся на протяжении всего курса.

Наши рекомендации