XIX век | Немецкая классическая философия (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель) И.Кант (22 апреля 1724 г. – 12 февраля 1804 г.) | И.Г. Песталоцци (12 января 1746 г. – 17 февраля 1827 г.) | И.Ф. Гербарт (4 мая 1776 г. – 14 августа 1841 г.) | А. Дистервег (29 октября 1790 г. – 7 июля 1866 г.) | Утописты-социалисты (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) А.Сен-Симон (17 октября 1760 г. – 19 мая 1825 г.) | Г. Спенсер (27 апреля 1820 г. – 8 декабря 1903 г.) | З. Фрейд |
Основная педагогическая идея. | Идея воспитания личности в ее целостности. | И. Г. Песталоцци разработал концепцию развивающего обучения. | Идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии разностороннего интереса. | Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. | Неограниченного господства искусства и науки, которые призваны организовать общество. | Выработать упорядоченную систему взглядов, которая смогла бы помочь человечеству разобраться в происходящих катаклизмах и указать путь к процветанию и богатству, свободу и счастью. | Развитие личности в соответствии 3 компонентов. «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), |
Об идеале человека. | Воспитанный, нравственный человек. | Воспитанный, нравственный человек. | Религиозный, нравственный человек. | Гуманный и сознательный гражданин. | Рабочий человек. | Для Спенсера идеалом является научное образование, приучающие мыслить, сообщающее знание независимое от общественного мнения, постоянное, касающееся всего человечества во все времена, служащее самой надежной основой осуществления людьми любого вида деятельности. | Содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо», является идеалом строгого, но справедливого наставника, советчика, судьи. |
О смысле его жизни. | Так, в настоящее время признается, что именно И. Кант дал мощный импульс развитию педагогики того времени, поскольку он сумел извлечь ее из сферы опыта, связать с философией, дав педагогам возможность рассмотреть теорию образования в определенной системе. | Все для других. | Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8—10 лет начинали переводить «Одиссею» и изучали элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. | Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах. | Участвовал в деятельности общества начального образования в Париже и в 1816 г. представил доклад о задачах направлениях общества. | Педагогические идеи Спенсера оказали огромное влияние на Д. Дьюи, О. Декроли Э. Кей, М. Монтессори, К.Н. Вентцеля и многих других выдающихся представителей реформаторской педагогики рубежа XIX – XX в. | Просто определяется программой принципа наслаждения. |
О цели воспитания. | Подготовить человека к нравственному самосовершенствованию. | Гармоничное образование "головы, сердца и руки". | Развитие формального мышления. | Необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества. | Неразрывная связь личного интереса с общественным человек должен работать. | "Развить всего человека" Спенсер провозглашает необходимость образования, «которое скорее всего способствует достижения им полной жизни». Он стремится поставить педагогику на прочный фундамент человекознания. Будучи психологом-ассоцианистом, Спенсер вслед за Гербертом требует формировать у ребенка правильные цепи ассоциаций, обеспечивающие овладение знаниями и гарантирующими должное поведение. | Адаптация(приспособление) индивида к внешнему социальному миру, чуждому ему, но совершенно необходимому. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Уход, дисциплинирование, культивирование (обучение), цивилизирование (социализация), морализирование и религиозное воспитание. | Самопознание, самоанализ. | Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. | Учебный план и хороший учебник. | Труд. | Метод естественных последствий. «Только опытом добытое знание естественных последствий удерживает мужчин и женщин от неправильного действия». | Поощрение и наказание |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический, авторитарный. | Демократический. | Авторитарный. | Демократический. | Демократический, авторитарный. | Демократичный. | Авторитарный, демократический |
Тема: Развитие педагогики за рубежом в XX веке (семинар 3) |
XX век | Социальная педагога (Э. Дюркгейм, П. Наторп) Э.Дюркгейм (15 апреля 1858 г. – 15 ноября 1917 г.) | «Школа труда» Д. Дьюи 20 октября (1859 г. – 1 июня 1952 г.) | Г. Кершенштейнер (29 июля 1854 г. – 15 января 1932 г.) | Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк) Дж. Уотсон (9 января 1878 г. – 25 сентября 1958) г. | Я. Корчак 22 июля (1878 г. – 7 августа 1942 г.) | М. Монтессори (31 августа 1870 г. – 6 мая 1952 г.) |
Основная педагогическая идея. | Концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". | Главная идея педагогики Джона Дьюи состояла в том, чтобы ребёнка в школе не только обучали основам, но и подготавливали его к самостоятельной жизни в обществе, давали возможность применять полученные знания в социальной деятельности. | «Школа будущего — трудовая школа». | «Психология с точки зрения бихевиоризма – это сугубо объективная ветвь естественной науки. Её теоретическая цель – предсказание поведения и контроль над ним». | Самовоспитывающая активность детей, формирование в детском коллективе и у отдельных воспитанников умения и навыков «самопознания, самоконтроля, самооценки и всякого рода самоуправления» В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде всего любовь к детям. | Самостоятельность ребёнка, свобода в установленных границах, естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка. |
Об идеале человека. | Достижение "индивидуальной социализации". | Самостоятельный человек. | Профессионально социализированный. | Контролируемый человек. | Свободная личность. | Процесс максимальной оптимизации развития ребенка. |
О смысле его жизни. | Начало Первой мировой войны трагически сказалось на судьбе учёного. Его левые взгляды всегда сочетались с патриотизмом, но не с интернационализмом, Дюркгейм жил светской, рациональной жизнью француза. В результате войны и неизбежного появления националистической пропаганды, придерживаться данной точки зрения, всегда полной нюансов, стало весьма сложно. Дюркгейм всеми силами стремился помочь своей стране в сложный период, не желая в то же время ниспадать до примитивных правых настроений. | Окончил Вермонтский университет (1879). Был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов (1904—1930). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Стоял во главе «Лиги независимого политического действия». Во время Второй мировой войны Дьюи выступал против идеологии нацизма, в частности, против насилия над педагогикой в Третьем рейхе. | Находясь под сильным влиянием идей И. Г. Песталоцци, он стремился найти для школы твёрдую почву в тесной связи с жизнью на основе трудового принципа. Делает попытку подойти к ученику со стороны его профессиональных интересов и гражданского воспитания. Умер 15 января 1932 в Мюнхене. | В 1920 году, в возрасте 42 лет, его активная карьера в качестве учёного завершиласьДжон Уотсонпереезжает в Нью-Йорк для работы в рекламной индустрии. Выступает по радио, публикует свои работы в журналах для женщин, используя все имеющиеся возможности для продвижения своих идей. | Януш Корчак был великим экспериментатором, отрицал любую ортодоксальность и завершённость системы. | При жизни её номинировали на получение Нобелевской премии мира. |
О цели воспитания. | Процесс воспитания – это прежде всего приобщение каждого члена общества к "коллективным представлениям" своего времени. | «Инструментальная педагогика» Дж. Дьюи характеризуется формированием в детях самостоятельности [3]. По его мнению, в обучении необходимо реализовать единство учебной, трудовой и игровой деятельности. | Обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения, и воспитание гражданина-патриота. Для реализации этих идей организация школьного производства должна была осуществляться по типу трудовой общины. | Действие целенаправленного стимула вызывало ожидаемое поведение. | Януш Корчак учит нас мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть, чтобы от нашей любви они становились лучше, чем есть. | Обеспечить условия для сосредоточенной работы и развития самостоятельности детей. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Деятельность школы состоит "прежде всего в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда". | Метод проектов. | Ручной труд. | Стимул реакция. | Чувственное общение. | Самостоятельная деятельность в установленных границах. |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический | Демократический. | Демократический, авторитарный. | Манипулятивный. | Демократический. | Демократический. |