Мыслители древности | Конфуций (28 сентября 551 г. до Рождества Христова – 479 г. до Рождества Христова) | Сократ (469-399 г. до нашей эры) | Платон (428 или 427 до н. э., 348 или 347 до н. э.) | Аристотель (385 г. до Рождества Христова – 323 г. до Рождества Христова) | Др. Рим (Цицерон, Сенека или Квинтилиан) Цицерон (3 января 106 г. до Рождества Христова – 7 декабря 43 г. до Рождества Христова) |
Основная педагогическая идея. | Нравственность, образованность. | Нравственное самосовершенствование . | Государственная теория воспитания. | Воспитанность, знание. | Воспитание патриота. |
Об идеале человека | Человек, который живет правильно, обладает гуманностью. | Интеллектуально-нравственный человек | Стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия. | Нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно сосредоточенно созерцает истину. | Человек объединяющий в себе природную доброту и воспитание. |
О смысле его жизни. | Создание совершенного общества "Поднебесной империи". | Учение дороже жизни! | Учение об идеальном государстве | Идеал счастья-блаженство, Аристотель видел в напряженной работе мысли постижение основ мироздания. | Упор на необходимость полезного обществу образования. |
О цели воспитания. | "Благородный муж", «Совершенный человек». | Самосовершенствование. | Воспитание законопослушных граждан. | Воспитание гармонично развитого человека, единство физического, умственного, нравственного развития человека. | Воспитать человека, полезного обществу. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | Диалог учителя с учеником, лекции, классификация и сравнение фактов и явлений, подражающие образцам. | Диалог, спор, беседа. | Игры, лекции, майонетика, ирония. | Трактаты, беседы, рассуждения, дедукция и индукция. | Ораторские выступления,соревнования. |
О стиле педагогического взаимодействия (авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный). | Демократический, авторитарный. | Демократический, авторитарный. | Демократический, авторитарный. | Демократический, авторитарный. | Авторитарный,манипулятивный. |
Тема:Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях (семинар 1) |
Средневековые мыслители | Ф. Аквинский (1225 г. – 7 марта 1274 г.) | Исламские просветители (Авиценна, Аль Фараби, Аль Бируни) Аль Фараби (872 г. от Рождества Христова – 950 г. от Рождества Христова) | Ф. Рабле (4 февраля 1494 г. – 9 апреля 1553 г.) | М. де Монтень (28 февраля 1533 г. – 13 сентября 1592 г.) | Э. Роттердамский (27 октября 1466 г. – 12 июля 1536 г.) |
Основная педагогическая идея. | Предание вероучению научного знания(схоластика). | Подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. | Гуманистическое воспитание ребенка. | Необходимость отказа от принуждения и насилия, безграничной власти учителя. | Воспитания развитие ребенка невозможно и вся дальнейшая жизнь человека определяется воспитанием, полученным в раннем детстве. |
Об идеале человека. | Высшее богопознание. | Нравственный человек. | Гармонично развитый человек. | Гармонично развитая личность. | Идеальное всестороннее и гармоничное развитие ребенка. |
О смысле его жизни. | Развитие схоластики. | Разработка проблем умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда, которые тесными нитями переплетались с его философскими воззрениями. | Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний. | Критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами. | Эразм побывал во многих университетах, в совершенстве овладел греческим и латинским языками. В Швейцарии, в Базеле он занимался книгоиздательской деятельностью – издавал свои философские трактаты и труды древнегреческих и древнеримских философов. |
О цели воспитания. | Воспитание верного и праведного человека. | Воспитание добродетели средствами познания. | Гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. | М.Монтень обосновал методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка теоретически обосновал в своем труде. | Воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания. |
О доминирующих способах педагогического воздействия. | «Семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение оружием, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи, игра на музыкальном инструменте). | Руководствоваться четкими принципами, делать выводы из получаемых эмпирических данных, относящихся к данной науке, и критически относиться к мнениям других. | Экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном. | Критическое суждение. | Физическое развитие воспитанника, заботиться о его режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх. |
О стиле педагогического взаимодействия. | Демократический, авторитарный. | Демократический, авторитарный. | Демократический. | Демократический. | Демократический. |