Профессиограмма преподавателя
№ | Объективные характеристики профессиональной деятельности педагога | Психологические характеристики профессионально важных качеств деятельности и личности педагога (психограмма) | |
Профессиональные задачи | Качества личности позиции, желательные для ПД | Психологические качества, являющиеся противопоказанием для ПД | |
Осознавать (и выбрать как ориентир в профессиональном самоопределении) предназначение педагога, состоящее в воздействии на духовный мир другого развивающегося человека. | Устойчивая профессионально-педагогическая направленность, педагогическое призвание. Позиция педагога по призванию | Непонимание предназначения профессии педагога, отношение к труду педагога как временному занятию | |
Овладевать педагогическим мастерством. Осуществлять педагогическую деятельность (обучающую, воспитывающую), вооружать учащихся новыми знаниями, способами их самостоятельного приобретения; стимулировать позитивные сдвиги в умственном и личностном развитии учащихся. Овладеть арсеналом накопленных в науке и практике средств педагогического воздействия. Становиться эрудитом, мастером | Педагогическое целеполагание. Педагогическое мышление. Педагогическая интуиция. Педагогическая наблюдательность. Педагогическая импровизация. Позиция эрудита, мастера | Преобладание акцента на внешние, формальные стороны обучения и воспитания (успеваемость, дисциплина, оформление занятий и кабинетов) в ущерб анализу психического развития | |
Строить и реализовывать индивидуальные развивающие, обучающие и воспитывающие программы для отдельных студентов (групп) учащихся на основе их психологического изучения. Становиться мастером-диагностом | Педагогическое диагностическое мышление. Педагогическое предвидение. Педагогический оптимизм. Внимание к индивидуальным вариантам психического развития учащихся. Позиция мастера диагноста | Стремление использовать стереотипные обучающие технологии без учета индивидуальных особенностей развития | |
Создавать благоприятный психологический климат. Осуществлять педагогическое общение (взаимообмен информации, взаиморегуляция) с учащимися, стимулировать резервы развития личности всех участников общения, обеспечивать взаимную удовлетворенность участников общения, психологический комфорт. Быть гуманистом | Гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся. Педагогический такт. Педагогическая эмпатия. Позиция гуманиста. | Недооценивание роли психологического климата в процессе обучения и воспитания, преобладание авторитарного стиля общения | |
Осуществлять профессиональное саморазвитие своей личности. Стать самодиагностом, автором «сценария» своей профессиональной жизни | Профессиональная педагогическая направленность, педагогические способности, педагогическое самосознание, Я-концепция, профессиональная обучаемость, педагогическая рефлексия. Позиция самодиагноста, субъекта педагогического труда, интернальность как поиск причин своих профессиональных успехов и неуспехов в себе самом | Отсутствие устойчивой педагогической направленности, неверие в свои профессиональные возможности, негативная Я-концепция, закрытость для профессионального развития | |
Осуществлять педагогическое творчество. Применять новые сочетания из опробированных ранее способов обучения и воспитания. Создавать принципиально новые методы, формы, концепции. Становиться творцом, новатором | Чувствительность к запросам общества, гибкость педагогического мышления, легкость образования новых связей видение знакомого объекта в новом контексте, готовность отойти от стереотипа, действование в условиях неопределенности.. Позиция творца, новатора | Консерватизм мышления, низкая переключаемость, заниженная профессиональная самооценка, стремление следовать готовым методическим рецептам | |
Проводить педагогическое исследование. Изучать результаты своего педагогического труда в разных условиях при использовании разных методов, форм, средств обучения и воспитания, выявлять причины их различной эффективности. Становиться исследователем | Исследовательское педагогическое мышление, системность, выделение причинно-следственных зависимостей между целями, способами, средствами, условиями, результатами обучения и воспитания; непредвзятость анализа. Позиция исследователя | Отсутствие стремления изменять тип своего педагогического мышления, прилагать дополнительные усилия для выявления причин низкой или высокой эффективности разных способов ПД | |
Изучать свои индивидуальные особенности, выявлять и формировать свой индивидуальный стиль. Осознанно развивать свою индивидуальность как ПД | Индивидуальная самобытность в определении смысла, способов, результатов, труда ПД, педагогическая рефлексия рефлексия. Позиция индивидуальности | Чрезмерная тенденция к подражанию коллегам, ложное стремление быть «как все» | |
Сотрудничать с другими участниками учебно-воспитательного процесса – с коллегами-педагогами, с практическими психологами, с педагогическим акмеологом. Становиться участником реального совместного педагогического труда | Адекватная профессиональная самооценка, устремленность на общие цели, и задачи, готовность к взаимному приспособлению. Позиция участника и субъекта педагогического сотрудничества | Отсутствие уважительного отношения к индивидуальности коллег, жесткие ожидания | |
Синтезировать и применять в педагогическом труде все изложенные выше установки, способы педагогического труда. Становиться профессионалом, экспертом | Открытая позиция, демократический стиль, позитивная Я-концепция, доброжелательность, низкая тревожность, готовность к дифференцированной оценке своего труда и труда коллег. Позиция профессионала | Профессиональная непригодность как наличие указанных выше в этой графе нежелательных для педагога качеств |
Литература
1. Андриади, И. П. Основы педагогического мастерства : учебное пособие для студентов сред. пед. Заведений [Текст] / И. П. Андриади. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.
2. Батурина, Г. И. Кузина, Т. Ф. Введение в педагогическую профессию : уч. пособие [Текст] / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М. : Academia, 1998.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст] / Б.Т. Лихачев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 1999.
4. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст] / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М. : Мастерство, 2002.
5. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие [Текст]. – Ростов н/ Д : Феникс, 2002.
6. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент [Текст] / В.П. Симонов. – М. : Пед. общество России, 1999.
7. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога : акмеология воспитания и обучения [Текст] / М. И. Станкин. – М.: Московский псих.-социальный институт : Флинта, 1998.
8. Стефановская, Т. А. Педагогика : наука и искусство : курс лекций : уч. пособие для вузов [Текст] / Т. А.Стефановская. – М. : Совершенство, 1998.
9. Тряпицына, А.Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / А.Г. Тряпицына. – СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2005.