Понятие о формах организации учебного процесса в вузе.
Форма обучения – это система организации учебного процесса в вузе, характеризующаяся различными способами взаимодействия обучаемого и обучающегося.
Среди форм обучения выделяют основные их типы: аудиторные и внеаудиторные учебные занятия. Основными видами аудиторных занятий в учебных заведениях различных типов являются лекционное занятие, практическое занятие, семинарское занятие, лабораторное занятие, урок.
Лекционное занятие направлено на формирование теоретической базы обучающихся. Лекция представляет собой систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. В зависимости от цели обучения лекции делятся на вводные, обзорные, составляющие общий систематический курс, составляющие специальные курсы. По форме организации лекции можно выделить информационные, проблемные, дискуссионные лекции, лекции-провокации, лекции-беседы и т.д.
Семинарские занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Они призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Существуют основные типы семинаров: просеминар, собственно семинар, спецсеминар.
Практическое занятие предназначено для формирования у обучающихся практических умений и навыков учебной и профессиональной деятельности. Среди видов практических занятий выделяют обсуждение рефератов, дискуссии, наблюдения, тренировочные упражнения и пр.
Лабораторные занятия – это сочетание теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Урочная форма занятия распространена в практике преподавания в среднем учебном заведении и может иметь различные цели: усвоение нового материала (вид урока – объяснение нового материала), закрепление нового материала (вид урока – урок-практикум), контроль знаний (вид урока – контрольная работа) и пр.
Методика проведения аудиторных занятий может быть различной и зависит от авторской индивидуальности преподавателя.
К основным видам внеаудиторных занятий (самостоятельной работе) в вузе относят курсовое и дипломное проектирование, подготовку рефератов и докладов, конспектирование и т.д. Основная цель самостоятельной работы – пробуждение у студентов потребности к профессиональным знаниям, развитие способностей к учебно-исследовательской работе.
Курсовая и дипломная работа – это самостоятельные студенческие исследования по определенной научной проблеме в рамках специальной дисциплины. Реферирование – интеллектуальный творческий процесс, который включает осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Подготовка рефератов – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Конспектирование – процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.
К основным видам внеаудиторных занятий в среднем учебном заведении относят подготовку докладов, рефератов, написание сочинений, выполнение домашних заданий и пр.
Для эффективной самостоятельной работы необходимо ее методически грамотное управление (квалифицированный инструктаж, создание условий успешной работы обучающихся и пр.).
Специальные дисциплины предназначены для профессиональной подготовки обучающихся, поэтому для их успешного освоения необходим серьезный подход к системе организации их преподавания. Все формы аудиторной и внеаудиторной работы обучающихся необходимо организовывать и содержательно наполнять с учетом специфики будущей профессии.