Раздел 6. Корректировка учебного процесса по результатам его анализа.
Раздел 6. Корректировка учебного процесса по результатам его анализа.
Тема 6.1. Аналитическая деятельность педагога профессионального обучения.
1. Аналитическая деятельность педагога профессионального обучения содержание и характеристика.
2. Функции и функциональные единицы аналитической деятельности педагога профессионального обучения.
3. Критерии оценки и показатели уровня сформированности профессионально-методических умений. Определение уровня педагогического мастерства.
Аналитическая деятельность педагога профессионального обучения. Содержание и характеристика.
Основные функции аналитической деятельности педагога профессионального обучения: анализ и сопоставление собственных действий и достигнутых результатов в реальных ситуациях, а также оценка уровня своего профессионального мастерства.
Основная функция педагога заключается в самооценке результатов обучения, оценке выполнения учебных заданий на основе определенных критериев и норм; делается заключение об уровне развития основных профессиональных умений и навыков.
В системе методической деятельности анализ учебной деятельности называют постдеятельностью.
Анализ учебного процесса направлен на контроль, коррекцию и оценку обучающей деятельности педагога профессионального обучения.
С этой целью педагог обеспечивает самоанализ каждого проведенного занятия, чтобы оценить реальность педагогического проекта занятия, необходимость внесения корректив при проведении его в будущем, вернуться, при необходимости, к изучаемым материалам на следующем занятии, либо исправить неудавшиеся моменты.
Но реально аналитическая деятельность обеспечивается и до проектирования учебного процесса. Педагог выявляет уровень подготовленности обучающихся к изучению очередной темы, соответствие отобранного учебного материала требованиям учебно- программной документации, выявляет максимальные возможности межпредметных и внутри предметных связей.
В этом случае элемент аналитической деятельности является подготовительной работой к процессу проектирования.
Выполняя одну из функций организационно-управленческой деятельности педагога профессионального обучения, анализ учебного процесса является средством контроля за учебно-воспитательным процессом.
Анализ и самоанализ помогают усвоить приемы и методы воспитания, выявить недостатки и устранить их в процессе педагогической практики. Овладение умениями и навыками анализа и самоанализа – это ступень к овладению педагогическим мастерством.
При этом критический самоанализ следует рассматривать как высшую ступень анализа, от которого зависит рост и самоусовершенствование преподавателя.
Овладев умениями анализа и самоанализа педагогической деятельности, педагог поднимается на более высокую ступень профессионального мастерства. Перед ним открывается новый, еще мало изученный мир педагогической рефлексии, познание которого коренным образом изменит подход к педагогическому процессу и укажет пути дальнейшего повышения мастерства и эффективности педагогической деятельности.
Взаимосвязь компонентов педагогической деятельности обеспечивается так:
При постановке педагогических задач (обучающей, воспитательной, развивающей) педагогу профессионального обучения необходимо связать конкретные задачи урока с социальным заказом общества.
2. При выборе средств обучения, методов обучения и способов педагогических воздействий педагог должен учитывать связь педагогических задач с содержанием и характером изучаемого материала, продумывать конкретные приемы и особенности конкретных учащихся и группы в целом.
3. Постановка педагогических задач и выбор педагогических средств обучения направлена на достижение конкретного запланированного результата занятия.
Реализация всех перечисленных компонентов помогает предупредить недостатки, адекватно оценить результаты и определить пути оптимизации педагогического процесса.
Педагогическое мастерство
Раздел 6. Корректировка учебного процесса по результатам его анализа.