Три метода обучения – из одной классификации, один – из другой.

Найдите его:

а) метод проблемного изложения;

б) метод беседы;

в) частично-поисковый метод;

г) репродуктивный метод.

15.Московский психолог Л.А.Концевая предложила своим ученикам вообразить себя актерами или режиссерами. Каждый актер сам выбрал себе роль – Катерины, Варвары, Дикого, Кудряша; каждый режиссер самостоятельно выбрал сцену для постановки. После этого каждый проделывал ту подготовительную работу, которая необходима актеру, чтобы войти в роль, режиссеру – чтобы понять пьесу. Вместо обычных школьных сочинений актеры писали, как они представляют себе день из жизни героя, режиссеры – как должна играться выбранная ими сцена. Несмотря на то, что каждый ученик вживался только в один образ, он неминуемо должен был «прочувствовать» всю пьесу. Ведь чтобы понять, как играть Катерину, надо до тонкостей знать и Кабаниху, и Бориса, и Тихона. Для того, чтобы поставить одну сцену в пьесе, надо постигнуть смысл как предыдущих, так и последующих сцен.

Вы видите здесь реализацию идей:

а) развивающего обучения;

б) программированного обучения;

в) традиционного обучения;

г) личностно-ориентированного обучения.

16.Что не характерно для традиционной классно-урочной системы:

а) учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки

объединены в класс;

б) класс работает согласно постоянному расписанию;

в) учащиеся работают над разным материалом в индивидуальном темпе;

г) урок посвящен одному учебному предмету.

17.Одним из структурных элементов содержания образования является:

а) домашнее задание;

б) экскурсия;

в) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности;

г) текст учебника.

18.Какой принцип обучения реализуется при решении следующей задачи:

Куда поместится больше воды: в трехлитровый чайник или в трехлитровый самовар? (Задача сопровождается красочной иллюстрацией: большой пузатый самовар и чайник значительно меньшего размера.)

а) принцип наглядности;

б) принцип ведущей роли теоретических знаний;

в) принцип индивидуализации в обучении;

г) принцип последовательности.

19.Первоклассникам задали такую задачу: «На грядке сидело 6 воробьев. К ним прилетел еще один воробей. Кот подкрался, прыгнул и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?» (Ответ: один воробей, схваченный котом, ибо остальные улетели).

Какой системе соответствует эта задача:

а) личностно-ориентированное обучение;

б) традиционное обучение;

в) развивающее обучение;

г) программированное обучение.

20.К какому типу заданий относится приведенная выше задача:

а) с несформулированным вопросом;

б) с избыточными данными;

в) с недостаточным количеством данных;

г) алгоритмизированному.

21.Что не характерно для развивающего обучения:

а) участие ученика в процессе целеполагания;

б) создание проблемных ситуаций;

в) формирование учебных действий по строгому алгоритму;

г) применение индивидуализированных заданий.

22.Для какой системы наиболее характерно задание на воспроизведение правила и применение его в упражнении:

а) развивающего обучения;

б) личностно ориентированного обучения;

в) традиционного обучения;

г) игрового обучения.

23.Какому методу обучения соответствует прием интонационного выделения наиболее значимого момента в изложении:

а) объяснительно-иллюстративному;

б) репродуктивному;

в) проблемного изложения;

г) частично-поисковому.

24.Проанализируйте педагогическую ситуацию:

Я написал на доске задачу и сказал вам очень серьезно: «Я даю вам десять минут для ее решения!» Никто из вас не проверил, насколько условие задачи было правильным. Задача не решается, ответ не получается, вы бьетесь, нервничаете. Какое там десять минут! Весь урок старались впустую, пока в самый последний момент Вова не сообщил нам: «А здесь ошибка, задачу нельзя решить!» Ошибку эту можно обнаружить сразу, если только кто-нибудь из вас сказал бы: «Давайте сперва проверим условие задачи!» После сообщения Вовы я «удивился» – как это так, перепроверил вместе с вами условие задачи и… извинился: «Простите, ребята… Я ошибся!» Нет, конечно, не ошибся, я это сделал нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в правильности задачи.

(Ш.А.Амонашвили. В добрый путь, ребята!// Ш.А.Амонашвили. Единство цели. – М., 1987. С.82.)

Вы считаете, что это:

а) развивающее обучение;

б) программированное обучение;

в) алгоритмизированное обучение;

г) традиционное обучение.

Задача из сказки.

Древнегреческий герой Персей должен был убить Медузу Горгону, не глядя на нее, – иначе бы он окаменел. Как Персей решил эту задачу – известно из мифа (Персей сражался с Горгоной, глядя на ее отражение в своем медном щите). А мы усложним задачу: предположим, окаменеть можно не только от взгляда Медузы, а и от ее страшного вида – тогда и зеркало не спасет. Как же быть? Противоречие: Медузу надо увидеть, чтобы убить, и нельзя увидеть, чтобы не окаменеть.

Возможный ответ: использовать кривое зеркало – в нем она будет скорее смешная, чем страшная.

Наши рекомендации