Выявление дидактических структур в технологии обучения
Анализ эффективности современных технологий и процессов обучения позволяет сделать вывод о рациональности тех или иных дидактических структур технологии обучения, представляющих собой способы взаимосвязи отдельных составляющих: мотивационных, содержательных, процессуальных и оценочных. Задачей анализа исследуемой учебной дисциплины является установление новых оптимальных дидактических структур, используемых в технологии этой учебной дисциплины, а также наличия нерациональных структур.
АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ ВАРИАНТОВ ИЗЛОЖЕНИЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Вопрос о доступности не имеет однозначного решения, так как знания и операции, элементарные (осознанные и воспроизводимые самостоятельно) для одного, могут оказаться неэлементарными, сложными для другого. Педагог, работая с конкретной группой учащихся, может экспериментально установить, является ли данный способ изложения или данное действие элементарным или сложным.
РАЗВЕРНУТАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
При создании такого документа чаще всего используется текстовый процессор Word, позволяющий удобно использовать функции структурного редактирования, которые определяют иерархическую вложенность заголовков по уровням (до девяти). В этом случае приведенные названия разделов становятся заголовками первого уровня, а заключенные в них подразделы - заголовками второго уровня и так далее. Таким образом, развернутая структура программы будет выглядеть следующим образом.
1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. Основная цель дисциплины
1.2. Задачи учебной дисциплины
2. Требования к уровню усвоения содержания учебной дисциплины*
2.1. Знания
2.2. Умения
2.3. Навыки
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1. Общая трудоемкость дисциплины
3.2. Виды учебной работы
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
Другие виды аудиторных занятий
Самостоятельная работа
Работа с учебной литературой
Расчетно-графические работы
Курсовая работа
Реферат
Другие виды самостоятельной работы
3.3. Вид итогового контроля
4. Структура дисциплины
Тематика лекций и семинаров
5. Содержание учебной дисциплины
5.1. Содержание лекционного курса (по лекциям)
Лекция 1
Лекция 2
Лекция N
5.2. Содержание практических занятий (по занятиям)
Занятие 1
Занятие 2
Занятие М
Тематика рефератов и курсовых работ
6.1. Темы рефератов
6.2. Темы курсовых работ
7. Рекомендуемая литература
7.1. Обязательная литература
7.2. Дополнительная литература
Вложенная нумерация разделов и подразделов производится автоматически. При структурном редактировании очень удобно работать с подразделами целиком, а не с каждым их элементом в режиме «Вид — Структура документа».
СТРУКТУРА РАБОТЫ И ПЕРЕЧЕНЬ РАССМАТРИВАЕМЫХ ВОПРОСОВ В ЗАДАНИЯХ
Примерный перечень вопросов, рассматриваемых в контрольной работе, направленной на формирование проекта новой учебной дисциплины, программы курса повышения квалификации, раздела:
Вводная часть
1.1.Видение и постановка проблемы.
1.2.Характеристики профессиональной деятельности выпускников учебного заведения, специальности.
1.3.Обзор научно-технической литературы поданному направлению профессиональной деятельности.
1.4.Постановка цеди.
1.5.Основные задачи проекта.
2. Проект содержания учебной дисциплины, раздела
2.1.Описание профессиональных умений, содержания деятельности. Определение отрасли научного знания, основных законов.
2.2.Описание базовых принципов проектирования.
2.3.Составление перечня новых понятий (тезауруса), необходимого и оптимального.
Проект технологии обучения
3.1.Предварительное определение профессиональных и познавательных модулей.
3.2.Составление тематического плана.
3.3.Разработка календарного плана.
3.4.Определение единиц технологии обучения.
3.5.Выбор методов обучения.
3.6.Разработка схем технологии отдельных учебных занятий.
3.7.Оценка качества предложенных технологий, дидактических структур, доступности изложения.
3.8.Выбор и разработка дидактических средств.
3.9.Рекомендации педагогу, реализующему технологию обучения.
Примечание. Перечень вопросов, глубина их проработки, степень детализации содержания, технологии, обоснования выбора или разработки дидактических средств определяются с учетом наличия соответствующей научно-технической информации, опыта автора, возможности проведения экспериментальной проверки предложений автора и разработанной им технологии обучения.
Рекомендуемая литература
1.Основная литература:
1.Жуков В.А. Педагогическое проектирование. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1993.
2.Жуков В.А. Опыт разработки общеинженерной дисциплины: Методическое пособие. - Л: Изд-во ЛГУ, 1988.
3.Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М: Педагогика, 1988.
4.Беспалько В.П. Слагаемые - педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
5.Коротов В.М. Введение в педагогику. - М.: Изд-во УРАО, 1999.
6.Основная образовательная программа: Метод, рекомендации /А.Л. Гавриков, С. В. Гудилов, В.А. Исаев и др. - Великий Новгород: НГУ, 2002.
7.Погорельцева Ю.А. Психология личности: учебное пособие. ГОУВПО СПбГТУ РП, СПб., 2010.
8.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
9.Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005
10.Татур Ю.Г. О системе формирования (проектирования) образовательных программ в современном университете (концептуальные основы) // Технические университеты как центры формирования инженерной элиты XXI века. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
11.Фокин Ю.Г. Технология обучения в высшей школе: от теории обучения к технологическим процедурам. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2005.
12.Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
13.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
2.Дополнительная литература:
1.Андреев А.А., Троян Г.М. Основы интернет-обучения // Учебно-методический комплекс. - М.: Московский международный институт эконометрии, информатики, финансов и права, 2003.
2.Байденко В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3.Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
4.Беспалъко В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса: учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1989.
5.Борисова Н.В. Современные образовательные технологии. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
5.Бородулин И.Н. Подходы к формированию содержания оценочных средств итоговой аттестации выпускников вузов в соответствии с требованиями ГОС ВПО // Проблемы качества образования: Материалы XXII Всероссийской научно-методической конференции. Кн. 2. М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
6.Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
7.Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. - М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
8.Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и
технических дисциплин: Метод, аспекты анализа и построения ученых текстов / СПбГТУ. СПб., 1993.
9.Делор Ж. Образование — сокрытое сокровище. Предисловие к докладу международной комиссии по образованию для XXI века, представленному ЮНЕСКО //Университетская книга. 1997. № 4.
10.Добряков А.А. Концептуальная модель элитного специалиста XXI века и информационное пространство ее реализации. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
11.Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. - М.: Высшая школа, 1990.
12.Жуков В. А., Новик И.3., Илудовская И.Л. Разработка сценарии компьютерной учебной программы: Учеб. посо6ие. СПбГТУ. СПб., 1992.
13.Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
14.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Логос, 1999.
15.Ильин Г.Л. Проективное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
16.Компетентность человека — новое качество результата образования: Сб. научи, трудов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
17.Коломиец Б.К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
18.Левина М.И. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.
19.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - Мг: Педагогика, 1981.
20.Максимов Н.И., Трусова Л.А. Методические рекомендации по разработке оценочных средств для проведения государственного экзамена по направлению (специальности). М.: Московский государственный текстильный университет, 2000.
21.Мелецинек А. Инженерная педагогика. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.
22.Моргунов И.Б., Мастрюков Б. С., Нерсесов Т.В. Автоматизированное проектирование учебного процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
23.Мануйлов В.Ф., Приходько В.М., Благовещенская ММ, и др. Современные технологии в инженерном образовании //Сб. материалов «Научное и научно-методическое обеспечение функционирования развития системы образования». - М.: Прометей, 2003.
24.Научно-методические основы разработки учебных планов и программ: Метод, указания. - М.: МИСиС, 1990.
25.Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя К занятиям: учеб.пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
26.Нормативно-методические материалы по порядку формирования основных образовательных программ по направлениям высшего образования: Отчет по НИР / Ю.Г. Татур (науч. руководство), Н.В. Алешин, В.Н. Козлов и др. - М.: Минобразования РФ, 1997.
27.О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон РФ № 125-ФЗ от 22.08.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35.
28.Оценочные и диагностичные средства итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям классических университетов. Вып. 2. - М.: ООО «ИБС Консалтинг», 2004.
29.Об образовании. Федеральный закон РФ № 12-ФЗ от 13.01.96 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5.
30.Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
31.Примерные фонды оценочных средств для аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям ГОС. Отчет по НИР / Ю.Т. Татур (науч. руководство), И.Г. Галямина, И.Н. Бородулин, Н.И. Максимов и др. - М.: Минобразования РФ, 2000.
32.Романкова Л.И. Высшая школа: социальные технологии деятельности. - М.: НИИВО, 1999.
33.Роменец В.А., Моргунов И.Б., Нерсесов Т. В. Методика научно обоснованного определения содержания обучения по специальности на основе новых квалификационных характеристик: метод, указания. - М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991; Ч 2. М.: 1992.
34.Саблин ЕС. Методическая разработка для преподавателей ЛЭТИ по
Организации, контролю и стимулированию самостоятельной работы студентов/ЛЭГИ. Л., 1988.
35.Селезнева И.А., Жуковская З.Д., Кузьмина Н.В. Система обеспечения качества и управления качеством образования по учебной дисциплине (анализ, проектирование, реализация) // Комплексная экспериментальная образовательно-профессиональная программа. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.
36.Селезнева Н.А., Татур Ю.Г. Проектирование квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки, специалистов, 1991.
37.Скатин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. - М.: Высшая школа, 1991.
38.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издат. центр «Академия», 2002.
39.Смолкин A.M. Методы активного обучения: науч.-метод, пособие. -
М.: Высшая школа, 1991.
40.Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
41.Сохор A.M. Логическая структура учебного материала вопросы дидактического анализа. - М.: Педагогика, 1974.
42.Татур Ю.Г. Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требований ГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
43.Татур Ю.Г. Методические рекомендации по организации и проведению проверки воспитательной деятельности вуза // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
44.Татур Ю.Г. Образовательные программы: традиции и новаторство // Высшее образование в России. 2002. № 4.
45.Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
46.Татур Ю.Г. Система высшего образования России. Методология анализа и проектирования. 2-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
47.Фокин Ю.Г. Психодидактика высшей школы. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.
48.Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.