Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие. €

9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.

Приложение 1

Инвар. элементы дид. сист. Система традиционная обучения Сист. развивающего обучения Сист. личностно ориент. обуч.
цель Формирование у учащихся системы знаний, соответствующей уровню современной культуры; формирование умений и навыков как предметного, так и надпредметного характера.    
принципы 1) принцип научности и посильной трудности; 2) принцип сознательной и творческой активности; 3) наглядности; 4) прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; 5) системности и последовательности; 6) связи обучения с жизнью; 7) учета индивидуальных особенностей школьников.    
содержание обучения Преобладают знания и умения (I и II компоненты содержания образования) и лишь фрагментарно встречаются ситуации, требующие нестандартных решений.    
методы обучения Доминируют репродуктивные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный.    
формы обучения Доминирует фронтальная форма. Частной формой является урок, осуществляемый в фронтальной форме.    
позиция учителя      
позиция ученика      

СЕМИНАР № 5

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

(Разработан к.п.н., доц. Романовой Л.А.)

4 часа

Задачи:-формировать представление о сущности и уровнях профессионально-педагогического общения;

- формировать представление о барьерах общения;

- формировать умение преодолевать барьеры, препятствующие общению педагога с воспитанниками;

- формировать представление об основных видах манипуляций в общении и способах общения с манипуляторами;

- формировать представление об особенностях и разновидностях конфликтов, а также способах этической защиты в конфликтных ситуациях.

Опорные теоретические понятия:

цель, функции, средства и структура профессионально-педагогического общения

профессиональная позиция учителя

уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой и духовный

барьеры общения: барьеры характера, барьеры отрицательных эмоций, барьеры восприятия

манипуляция, манипулятор

конфликт, конфликтная ситуация

Вопросы для обсуждения

1.Профессионально-педагогическое общение, его цели и основные ориентиры в рамках гуманистической педагогики.

-Что такое профессионально-педагогическое общение?

-Чем обусловлены цели профессионально-педагогического общения?

-Чем отличаются основные ориентиры педагогического общения в тоталитарной и гуманистической педагогике?

- Что понимается под содержанием профессионально-педагогического общения? Приведите примеры материального, когнитивного, кондиционного, мотивационного и деятельностного общения педагога с учащимися.

-Почему субъект-субъектное взаимодействие педагога и воспитанников может стать фактором приобщения школьников к культурным ценностям?

2.Функции профессионально-педагогического общения.

-Каковы основные функции профессионально-педагогического общения? Раскройте эти функции.

3.Структура профессионально-педагогического общения.

-Какие этапы можно выделить в структуре педагогического общения?

-Охарактеризуйте каждый из этих этапов.

4.Средства профессионально-педагогического общения.

-Приведите примеры непосредственного и опосредованного общения, прямого и косвенного общения, вербального и невербального общения.

-Что такое педагогическое воздействие? Какого его назначение?

-В чем заключается особенность таких операций как “Я – сообщение”, “Ты – сообщение”, “Мы – сообщение”, “Положительное подкрепление”?

5.Профессиональная позиция педагога: позиция учителя, бдительно следящего за порядком в классе; позиция «заботливой наседки»; позиция невмешательства; позиция «старшего товарища».

-Что такое профессиональная позиция педагога?

-Каковы особенности общения, когда учитель ориентирован на то, чтобы быть прежде всего источником информации?

-В чем особенности позиции учителя, бдительно следящего за порядком в классе?

-Каковы позитивные и негативные моменты в деятельности учителя, занимающего позицию “заботливой наседки”?

-В чем проявляется позиция невмешательства?

-В чем особенности общения учителя, занимающего позицию старшего товарища?

-Что понимается под дистанцией общения?

-Каковы особенности дистанционной, уровневой и кинетической позиции?

6.Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

-Что понимается под стилем педагогического руководства?

-Что характерно для авторитарного стиля руководства?

- В чем особенности демократического стиля руководства?

-Что характерно для либерального стиля?

-Какие позитивные и негативные моменты можно выделить в авторитарном, демократическом и либеральном стилях?

7. Уровни общения.

-Назовите известные Вам уровни общения.

-Чем характеризуется примитивный уровень общения?

-В чем заключаются особенности общения на манипулятивном уровне?

-Приведите примеры манипуляций, используемых учащимися и учителями.

-Каковы особенности общения на стандартизированном уровне?

-Приведите примеры известных Вам стандартизированных масок.

-Каковы особенности общения на конвенциальном уровне? Приведите примерыобщения педагога и учащихся на этом уровне.

-Чем характеризуется игровой уровень общения? Приведите примеры.

-Каковы особенности общения партнеров на деловом уровне?

-В чем особенности общения на духовном уровне? Приведите примеры общения педагога и учащихся на этом уровне.

8. Барьеры общения.

-Что понимается под барьерами общения? Приведите примеры.

-Докажите, что барьеры характера могут служить препятствием в общении педагогов и школьников.

-Что такое акцентуация характера? Назовите известные Вам типы акцентуации.

-Докажите, что барьеры отрицательных эмоций могут выступать препятствием в общении педагога со своими учениками и воспитанниками.

-Перечислите известные Вам барьеры отрицательных эмоций. Приведите примеры.

-Назовите известные Вам барьеры восприятия. Докажите, что эти барьеры могут являться препятствием в общении педагога и воспитанников.

9. Манипуляции в общении.

-Что такое манипуляция? Приведите примеры простых и сложных манипуляций.

-Раскройте особенности корыстных, бескорыстных и благородных манипуляций. Приведите примеры таких манипуляций.

-Охарактеризуйте манипуляторов различного типа: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник.

-Каковы основные причины манипулирования?

-Как вы считаете: выигрывает ли манипулятор?

-В чем заключаются особенности активных, пассивных, соревнующихся и безразличных манипуляторов? Приведите примеры.

10. Общение в конфликтных ситуациях.

-Что такое конфликт? Почему упоминание о конфликте, как правило, настораживает людей? Как связаны понятия “личностный смысл” – “конфликтная ситуация” – “инцидент” при назревании конфликта?

-Назовите известные Вам виды содержательных конфликтов. В чем особенности бессодержательных конфликтов?

-В чем отличия внутриличностного, межличностного и межгруппового конфликтов?

-Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта.

-Чем конфликты педагогов с воспитанниками отличаются от конфликтов педагогов со взрослыми людьми?

-Чем отличаются деструктивный и конструктивный пути развития конфликта?

-Перечислите возможные условные шаги и способы разрешения конфликта.

-В чем особенности дидактических и этических конфликтов, возникающих по вине педагогов?

-Каковы способы этической защиты педагога от несправедливых обращений со стороны своих учеников?

· Задания

для самостоятельного осмысления и

Наши рекомендации