Селиверстова Е.Н. Современная дидактика: от школы знания – к школе созидания: Учебное пособие.
9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование //Педагогика,1994, № 5.
Приложение 1
Инвар. элементы дид. сист. | Система традиционная обучения | Сист. развивающего обучения | Сист. личностно ориент. обуч. |
цель | Формирование у учащихся системы знаний, соответствующей уровню современной культуры; формирование умений и навыков как предметного, так и надпредметного характера. | ||
принципы | 1) принцип научности и посильной трудности; 2) принцип сознательной и творческой активности; 3) наглядности; 4) прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; 5) системности и последовательности; 6) связи обучения с жизнью; 7) учета индивидуальных особенностей школьников. | ||
содержание обучения | Преобладают знания и умения (I и II компоненты содержания образования) и лишь фрагментарно встречаются ситуации, требующие нестандартных решений. | ||
методы обучения | Доминируют репродуктивные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный. | ||
формы обучения | Доминирует фронтальная форма. Частной формой является урок, осуществляемый в фронтальной форме. | ||
позиция учителя | |||
позиция ученика |
СЕМИНАР № 5
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И СНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(Разработан к.п.н., доц. Романовой Л.А.)
4 часа
Задачи:-формировать представление о сущности и уровнях профессионально-педагогического общения;
- формировать представление о барьерах общения;
- формировать умение преодолевать барьеры, препятствующие общению педагога с воспитанниками;
- формировать представление об основных видах манипуляций в общении и способах общения с манипуляторами;
- формировать представление об особенностях и разновидностях конфликтов, а также способах этической защиты в конфликтных ситуациях.
Опорные теоретические понятия:
цель, функции, средства и структура профессионально-педагогического общения
профессиональная позиция учителя
уровни общения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой и духовный
барьеры общения: барьеры характера, барьеры отрицательных эмоций, барьеры восприятия
манипуляция, манипулятор
конфликт, конфликтная ситуация
Вопросы для обсуждения
1.Профессионально-педагогическое общение, его цели и основные ориентиры в рамках гуманистической педагогики.
-Что такое профессионально-педагогическое общение?
-Чем обусловлены цели профессионально-педагогического общения?
-Чем отличаются основные ориентиры педагогического общения в тоталитарной и гуманистической педагогике?
- Что понимается под содержанием профессионально-педагогического общения? Приведите примеры материального, когнитивного, кондиционного, мотивационного и деятельностного общения педагога с учащимися.
-Почему субъект-субъектное взаимодействие педагога и воспитанников может стать фактором приобщения школьников к культурным ценностям?
2.Функции профессионально-педагогического общения.
-Каковы основные функции профессионально-педагогического общения? Раскройте эти функции.
3.Структура профессионально-педагогического общения.
-Какие этапы можно выделить в структуре педагогического общения?
-Охарактеризуйте каждый из этих этапов.
4.Средства профессионально-педагогического общения.
-Приведите примеры непосредственного и опосредованного общения, прямого и косвенного общения, вербального и невербального общения.
-Что такое педагогическое воздействие? Какого его назначение?
-В чем заключается особенность таких операций как “Я – сообщение”, “Ты – сообщение”, “Мы – сообщение”, “Положительное подкрепление”?
5.Профессиональная позиция педагога: позиция учителя, бдительно следящего за порядком в классе; позиция «заботливой наседки»; позиция невмешательства; позиция «старшего товарища».
-Что такое профессиональная позиция педагога?
-Каковы особенности общения, когда учитель ориентирован на то, чтобы быть прежде всего источником информации?
-В чем особенности позиции учителя, бдительно следящего за порядком в классе?
-Каковы позитивные и негативные моменты в деятельности учителя, занимающего позицию “заботливой наседки”?
-В чем проявляется позиция невмешательства?
-В чем особенности общения учителя, занимающего позицию старшего товарища?
-Что понимается под дистанцией общения?
-Каковы особенности дистанционной, уровневой и кинетической позиции?
6.Стили педагогического руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
-Что понимается под стилем педагогического руководства?
-Что характерно для авторитарного стиля руководства?
- В чем особенности демократического стиля руководства?
-Что характерно для либерального стиля?
-Какие позитивные и негативные моменты можно выделить в авторитарном, демократическом и либеральном стилях?
7. Уровни общения.
-Назовите известные Вам уровни общения.
-Чем характеризуется примитивный уровень общения?
-В чем заключаются особенности общения на манипулятивном уровне?
-Приведите примеры манипуляций, используемых учащимися и учителями.
-Каковы особенности общения на стандартизированном уровне?
-Приведите примеры известных Вам стандартизированных масок.
-Каковы особенности общения на конвенциальном уровне? Приведите примерыобщения педагога и учащихся на этом уровне.
-Чем характеризуется игровой уровень общения? Приведите примеры.
-Каковы особенности общения партнеров на деловом уровне?
-В чем особенности общения на духовном уровне? Приведите примеры общения педагога и учащихся на этом уровне.
8. Барьеры общения.
-Что понимается под барьерами общения? Приведите примеры.
-Докажите, что барьеры характера могут служить препятствием в общении педагогов и школьников.
-Что такое акцентуация характера? Назовите известные Вам типы акцентуации.
-Докажите, что барьеры отрицательных эмоций могут выступать препятствием в общении педагога со своими учениками и воспитанниками.
-Перечислите известные Вам барьеры отрицательных эмоций. Приведите примеры.
-Назовите известные Вам барьеры восприятия. Докажите, что эти барьеры могут являться препятствием в общении педагога и воспитанников.
9. Манипуляции в общении.
-Что такое манипуляция? Приведите примеры простых и сложных манипуляций.
-Раскройте особенности корыстных, бескорыстных и благородных манипуляций. Приведите примеры таких манипуляций.
-Охарактеризуйте манипуляторов различного типа: диктатор, тряпка, калькулятор, прилипала, хулиган, славный парень, судья, защитник.
-Каковы основные причины манипулирования?
-Как вы считаете: выигрывает ли манипулятор?
-В чем заключаются особенности активных, пассивных, соревнующихся и безразличных манипуляторов? Приведите примеры.
10. Общение в конфликтных ситуациях.
-Что такое конфликт? Почему упоминание о конфликте, как правило, настораживает людей? Как связаны понятия “личностный смысл” – “конфликтная ситуация” – “инцидент” при назревании конфликта?
-Назовите известные Вам виды содержательных конфликтов. В чем особенности бессодержательных конфликтов?
-В чем отличия внутриличностного, межличностного и межгруппового конфликтов?
-Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта.
-Чем конфликты педагогов с воспитанниками отличаются от конфликтов педагогов со взрослыми людьми?
-Чем отличаются деструктивный и конструктивный пути развития конфликта?
-Перечислите возможные условные шаги и способы разрешения конфликта.
-В чем особенности дидактических и этических конфликтов, возникающих по вине педагогов?
-Каковы способы этической защиты педагога от несправедливых обращений со стороны своих учеников?
· Задания
для самостоятельного осмысления и