Проанализируйте влияние на слушателя одновременно слов и жестов.
Ответ:В примере имеет место явное расхождение вербальной и невербальной информации, в этом случае надо полагаться на невербальную информацию. В данном примере жесты, междометия, паузы руководителя свидетельствуют отнюдь не о заинтересованности руководителя в проекте, но о волнении или недовольстве его в связи с проектом.
2. Первое впечатление о другом человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным. При дальнейшем взаимодействии в сознание воспринимающего попадает лишь та информация о воспринимаемом, которая по преимуществу отрицательна.
Как называется этот эффект? О какой стороне общения здесь идет речь?
Ответ: Эффект первичности – влияние впервые воспринятой информации на всю последующую, этим объясняется важность первого впечатления. Данный эффект характерен для восприятия незнакомых людей. Речь идет о перцептивной стороне общения, в процессе которой осуществляется восприятие и понимание партнера по общению.
3. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза «говорили» о глубине мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.
Определите социально-психологический феномен.
Ответ: В этой ситуации проявился эффект установки, который играет значительную роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Он проявляется в том, что предварительная информация сильно влияет на впечатление о новом человеке.
4. Старшая медицинская сестра А. умеет находить нужный стиль общения с больными и подчиненными, установила отношения взаимопонимания с ними. Это удается ей в связи с умением сочувствовать, сопереживать другим людям, правильно оценивать их внутреннее состояние. Эмоциональная обстановка в отделении спокойная, творческая.
Дайте характеристику способностей медицинской сестры.
Ответ: Речь идет о коммуникативных способностях, основанных на идентификации и эмпатии.
5. Врач внимательно и терпеливо выслушивает пациента, сопровождает его рассказ кивком головы. Дает ему возможность обсудить причины и возможные последствия болезни, свою будущую жизнь. Когда рассказ больного прерывается, врач просит "Пожалуйста, продолжайте", "Расскажите подробнее".
О каком компоненте доверительного общения идет речь? Какие еще компоненты вы знаете?
Ответ: Поведение врача во время беседы проявляет понимание, что даетбольному уверенность, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Кроме понимания доверительное общение врача и больного включает в себя поддержку, уважение, сочувствие.
Перечень практических умений по изучаемой теме.
1. Умение анализировать состояния по вербально-невербальным признакам.
Рекомендации по выполнению НИРС.
Подготовка сообщений по следующим темам.
- Сравнительный анализ общения у человека и животных.
- Возрастные особенности общения.
- Особенности общения от акцентуации характера.
8. Рекомендованная литература по теме занятия:
- обязательная:
1. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2005.
2. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2009.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
4. Педагогика: учебное пособие / ред. Пидкасистый П.И. - М.: Юрайт, 2011.
- дополнительная:
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М.: Гардарики , 2006.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебное пособие. - М.: Аспект-пресс, 2007.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия /ред. Мухина В.С. и др. - М.: Академия, 2008.
- элетронные ресурсы:
1. БД МедАрт.
2. Электронная библиотека Absotheue.
3. Медиатека.
4. ЭБС КрасГМУ.