Система и последовательность развития персонала.
Для оценки эф-ти обучения полезной м б модель Киркпатрика, кот широко исп-ся в межд практике. Суть этой модели заклся в том, чтобы оценивать результат и эф-ть уч мероп-я на 4уровнях: реакция, усвоение, поведение, результат.
Реакция — это впечатления участников о проведенном обучении, их эмоции и чувства по этому поводу. Реакция на удачное мероприятие — приподнятое настроение, энтузиазм и воодушевление.
Усвоение — опр-е того, насколько успешно усвоили сотрудники новые знания, овладели технологиями, методами и навыками работы. Если обучение связано с усвоением опр объема факт инф-и, часто для оценки знаний исп-ся обычный экзамен или зачет.
Однако не стоит злоупотреблять формальной проверкой и по любому поводу устраивать взрослым людям экзамен. Лучше всего, если итоговый контроль усвоения знаний будет связан с произв деят-ю, чтобы слушателям пришлось уже на этом этапе увязывать получ новые знания со своей ежедн практикой. Реальный бизнес-план, презентация новой идеи либо план-график работ по внедрению новшеств — очень эффект способы проверки того, чему сотрудники научились на занятиях.
Поведение —оценивается то, какие изменения внесены в деят-ть после обучения. Нужно опр-ть, смогут ли сотрудники исп-ть в работе получ новые навыки и знания. Необх-мо знать, готова ли орг-я принять изм-я, способны ли рук-ли поддержать рез-ты проведенной учебы и закрепить их в практ деят-ти своих сотрудников. От ответов на эти вопросы зависит успешность обучения не сиюминутная, а в долгоср перспективе.
Если на первых двух уровнях успешность обучения опр-ли участники обучения, то, начиная с уровня поведения, гл становится рук-во орг-и. Поэтому заказчик обучения, кот оплачивает все расходы и ожидает реальной отдачи в виде роста прибыли, должен понимать и свою меру отв-ти за результат.
Результат — уровень, ради кот все затевалось и кот явл итогом успешной реал-и обучения. Оценивая математическое измерение результата, стоит отметить, говоря об эф-ти, что существует еще управленч прибыль, кот опр-ет все остальные виды прибыли, так что польза от обучения будет опосредованно проявл-ся в разл аспектах упр-я.
27. Понятия требований и профессиограммы. Приоритетные требования к современному менеджеру.
Необходимость оценки персонала и ее цели
Под деловой оценкой понимают процедуру, проводимую с целью выявл-я степени соотв-я опр треб-ям личностных кач-в сотрудника, кол и кач рез-тов его деят-ти.
Задача деловой оценки сотр-ка состоит в выявл-и его труд потенциала, степени его исп-я, соотв-я сотр-ка заним долж-ти, его готовности занять др конкр долж-ть.
Деловая оценка связана с повыш-ем эф-ти хоз деят-ти орг-и, т к по рез-там появляется след возм-ть:
• Соверш-я расстановки кадров путем реал-и планов кадрового резерва;
• Выявл-я направл-ти повыш-я квалиф-и сотрудников;
• Стимул-я труд деят-ти персонала за счет более полного учета рез-тов труда в системе матер вознагр-я;
• Соверш-я форм и методов работы рук-лей и спец-тов;
• формирования полож отнош-я к труду, повыш-я степени удовл-ти работой.
Деловая оценка направлена на решение след управленч проблем:
• подбора кадров (оценки квалиф-и и личностных качеств претендентов);
• опр-я степени соотв-я занимаемой должности (аттестации сотр-ков, анализа рацион расстановки кадров, оценки полноты и четкости исполнения должн обяз-ей, оценки сотр-ков после прохождения испыт срока или стажировки);
• улучшения исп-я кадров (опр-я степени загрузки сотрудников и исп-я их квалиф-и, соверш-я орг-и управленч труда);
• выявл-я вклада сотр-ка в рез-ты труда (орг-и поощрения и устан-я меры взыскания);
• продвижения сотр-ков и выявления необх-ти повыш-я квалиф-и (прогн-я продвиж-я, форм-я резерва кадров, отбора сотрудников для вып-я ответств заданий, выявл-я направл-ти и разработки программ повыш-я квалиф-и);
• соверш-я стр-ры аппарата упр-я (обоснования числ-ти и стр-ры кадров по должностям, уточнения должн инструкций);
• соверш-я упр-я (соверш-я стиля и методов, повышения ответ-ти и укрепления взаимосвязи рук-лей и подчиненных).
С системой оценки персонала тесно связаны многие понятия произв практики, такие, как мотивация, системы зар платы и премир-я, план-е карьеры, повыш-е квалиф-и, кадровое регул-е.
Методы оценки персонала.
Существуют 3блока методов оценки персонала: оценка по деловым кач-вам (балльная и небалльная, т. е. оценка на основе выбора вариантов качеств, кот наиб соотв-ют личности оцениваемого); оценка по рез-там деят-ти, в частности по степени вып-я задач с учетом их значимости; система тестовых методов оценки.
1. Оценка по деловым качествам. Любой спец-т по упр-ю должен обладать рядом обязат дел кач-в:
• знанием пр-ва, его технич и технологич особ-ей, соврем напр-й развития;
• знанием экономики, его методов план-я, эк анализа и т. п.;
• умением выбирать методы и средства достижения наилуч рез-тов произв-хозй деят-ти при наименьш фин, энергетх и труд затратах;
• наличием спец знаний в области орг-и и упр-я пр-вом (теорет основ, передовых методов и форм, рекоменд-й соврем отеч и заруб науки упр-я), умением применять их в практ деят-ти;
• спос-ю рационально подбирать и расставлять кадры;
• умением мобилизовать коллектив на решение поставл задач;
• спос-ю и умением поддерживать дисциплину и отстаивать интересы дела;
• умением целесообразно план-ть работу аппарата упр-я;
• умением распределять права, полномочия и отв-ть между подчиненными;
• умением корд-ть деят-ть всех служб и подразд-й как единой системы упр-я орг-ей;
• умением план-ть и организ-ть личную деят-ть, сочетать в ней осн принципы упр-я, применять в зав от ситуации наиб целесообр и эф стиль и методы работы;
• умением проявлять высокую требов-ть к себе и подчиненным;
• умением проявлять конкр-ть и четкость в решении операт вопросов и повседн дел;
• умением учитывать и контрол-ть рез-ты своей работы и работы кол-ва;
• умением стимул-ть раб, принимать на себя отв-ть в осуществлении своих решений;
• умением устранять и не допускать любые проявления бюрократизма в работе и работе подчиненных.
2. Оценка по результатам деятельности. Пок-ли проф поведения условно делятся на факторы (или условия) достижения рез-тов труда и пок-ли непоср-го профповедения.
Под факторами (или условиями) достижения результатов труда понимаются спос-ти или желание к выполнению общих ф-й упр-я.
Критериями оценки рез-тов работы явл эф-ть, соблюдение сроков, проф мастерство, выработка в час, брак, исп-е раб времени, наличие необх реакции, внимательность, предупреждающий самоконтроль, технологич дисциплина, ритмич-ть работы, частота ошибок, быстрота распознавания причин ошибок, успехи учебы на ошибках.
Показатели непоср-го проф поведения охватывают такие стороны деят-ти, как сотрудничество и коллективизм в работе, самост-ть в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополн отв-ти или дополн нагрузки и т. п.
Критериями поведения на раб месте явл исп-е раб времени, стр-ра затрат времени на выполнение работы, ку-ра раб места, труд дисциплина, собл-е предписаний добросовестность, личная инициатива, предприимчивость, передача проф знаний, готовность помогать коллегам, бережное обращение со средствами пр-ва.
3. Система тестовых методов оценки. При помощи тестов можно оценивать уровень интеллекта сотрудников, проанал-ть речевые навыки, умение работать в группе и т. д.