Психолог.особ-ти старшего шк.возраста

Юнош-ий вораст- переход м/у подросковым и взрослостью Мал-17-21, Д- 17-20. Осн.отличия – требуют признания св. взрослости, начинают реализовывать эти планы: - завершение физического развития, - задача самоопределения. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТ-ТЬ: -учебня, -общение,- самост деят-ть (трудовая). это период вхождения в мир культуры. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ, СКЛОННОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ. Развитие абстрактного мышления. Интеллект, его развитие направлен на самосознание человека. Наблюдается склонность к преувеличению своих знаний, Интел-х возможностей.} множество скучающих стар-х школ-ов на уроках. Чтобы развлечься они прибегают к спору с учащ-ся. Рост внимания, но избирательно (от склонностей, способ-ей к смысловому рациональному запоминанию). Развитие творческих способностей в юношестве. Недостат самоконтроль. ПРОФ. ВЫБОР. 1) с т.зр интересов 2) рассматр собствен способ 3) учитывание ценностей проф-ии 4) влияние родителей. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ. Хаар-но появление особо близких друзей. Принцип выбора- «чел-к очень похож на меня». ОСН. ТРУДНОСТИ: 1) несформированы навыки в общении 2) излишняя критичность 3) наличие неадекватных претензий 4) стремление к демократ. тенденциям. ???Романтическая взаимосвязь. Для юношеской любви хар-но возникновение и сохраение в течение долгого времени идеала возлюбленного. Во взаимоотношении со взрос. возникает потребность в доверит-х отнош-ях с человеком старше себя. Нравственное развитие самоопределения и становления мировоззрения. Волнуют проблемы добра и зла, порядочность, беспринципность. хар-но размышление с самим собой.

СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давле­ние, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повы­шенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свобод­ного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К. Д. Ушинский (Ушинский К. Д. Человек как предмет вос­питания. — М.; Л., 1946. — С. 221).

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное от­ношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функцио­нирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчиво­стью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепен­но приобретает теоретическую и~критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою .оценку проис­ходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с обще­принятой, это заключение, добытое собственным трудом, напря­жением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапел­ляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуаль­ные качества. Больше других ценятся живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентиро­ваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть ход событий, строить смелые предположения. Отме­тим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармо­нически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с фи­зической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» на себя стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников фор­мируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензетивный период нравственной зрелости, но и новая обстанов­ка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми стано­вятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убежде­ния. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляет­ся стремление выразить «свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внима­ние, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет прак­тически решать многие непростые вопросы. Некоторые педаго­ги считают, что именно характер разрешения этических ситуа­ций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы пове­дения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами кол­лектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личнос­ти, формирует те черты, которые культивируются в данном кол­лективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, про­граммы которых привлекают многих старшеклассников. У мо­лодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрос­лым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни,

Развитие личности школьника

Личность – человек, взятый в си таких его псих. хар-к, кот. социально обуслов-ны, проявл-ся в обществ. отн-х, явл. устойчивыми, опред. нравств. поступки, имеет общ-е зн-е д/него и окруж-их. Сущ. особенности псих. развития. Эриксон- эпигенитическая теория, развитие я и самосозн. Стадии 8 и на кажд. реш. конфликт самосознания. Умелость и неполноц. 6-11 развив. инетллект (способн. К реглам. занятиям , 12-18 идентефик. Л. И путаница ролей, чувство взрослости, стремление к самоутв., идеал человека, сравн. Себя с идеалом, идентифик. Возник. Путаница ролей при отриц.. решении конфл. Идентификации м. непроизойти в 18 л.) Выготский: принцип чередов. стабильных и кризисных периодов разв. Человека, кризис- период ярких измен., результат – возрастн. Новообразован. Кризис 7 лет: школьный возр.- стабильный 8-12 л. Кризис 13 л. Кубертатный период- стабильный- 14-15л :кризис 17 л. Эльконин доп. Периоды стабильности по вед. Деятельности. Вед деятельность макс. Способствует разв. Личности: развитие 2 гр. Вед . деятельн.: мотивац., интелл. Сферы..

Развитие уч-ся как личности, как субъекта деят-ти – важнейшая цель и задача любой познават. Си. Развитие человека в школе как личности и субъекта деят-ти вкл-т 1)развитие интелл-та. 2) развитие эмоц-ой сферы. 3) разит устойчивости к стрессам .4) разв уверенности в себе и принятии себя. 5) развит позитивного отнош к миру и принятие др. 6) развит самост-ти, автоном-ти .7) развит автоном-ти, самоактуализации. В сумме все эти идеи можно назвать гуманистической психологией воспитания и обучения. 3 фазы развития личности в школе: 1) адаптация – усвоение норм и способов одобряемого родителями и учителем поведения. 2) индивидуализация – стремление ребенка найти в себе нечто выделяющее его среди других детей. 3) интеграция – стремление обозначить свою неповторимость. Млад школ возраст и начало подрост, когда дети психол-ки еще нах-ся в сфере значит-го влияния со стороны авторит. для них взорслых, в данном случае учителей, - это период главных воспитат-х воздействий со стороны школы + учрежд-я доп. обрз-я. Референтной личностью для ребенка м. стать – учитель, тренер, старший товарищ. Массовым средством возд-ия на личность реб-ка сейчас стало ТВ, затем печать и кино. Учеб. деят-ть не выступает фактором развития личности млад. шк-ка, сколько отн-ие взрослых к его учебной деят-ти, к его успев-ти, дисциплине. Макси-ое значение сама учебная деят-ть приобретает в старш школ возр, кот присуще сознательное отнош-е к учебе. Происходит интеграция школьника младш возраста в системе: - ученики-ученики, учен-учит, учен-род-ли. В подрост. возрасте - потребность быть личностью. Самоутверждение. Происходит развитие личности в различных группах, колл-ах. В школе проис-т процесс социализации -процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социал опыта. Он непрерывно связан с общением и совместной деят-ю людей. Личность – чел-к взятый в системы таких его психологических хар-к, кот социально обусловлены, проявляются в общественных отношениях, явл-ся устойчивыми, опртедел-т нравствен поступки чел-ка, имеют сущ. зн-е для него самого и окруж-их. индивид – вкл в себя все присущие человеку качества. Индивид св-ва – это предпосылки для формир-я личности. Социально-истор-ий образ жизни – источник развития личности. Индив-ть – своебраз-е сочет-е св-в отдельного человека, отличающее его от других людей.

Наши рекомендации