Профессия учителя, разв-е педспособ-й и мастерства учителя
Педагог – субъект пед. деят-ти. Позиция педагога – система интел-х, волевых, эмоц-но оценочных отнош-й к миру пед. действит-ти, пед. деят-ти. В позции педагога проявл-ся личность, хар-р соц. ориент-ии, тип гражд. повед-я, его деят-ти. Социал. позиция педагога выраст-ет из системы взглядов и ценост. ориент-й, ко. б. сформров. в общеобразоват. шк. в пр-ссе проф. подготовки формир-ся мотивационно – ценност. отнош-е к пед. проф-ии, целям и средствам пед. деят-ти. Соц. позиция опред его пед. позицию. педагог м. выступать в кач-ве информатора (огран-ся сообщ-ем требов-й), друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя.
Пед. способ-ти: дидактич-ие, конструктив-е, перцептивные, экспрессивные, коммуникат-е, организ-е. хар-ет высокая гражд. ответ-ть, любовь к детям, духов. культура, профессинал-м.
Основа педнапр-ти – интерес к проф-ии учителя, атторит-ть, пед. справед-ть
Педмастерство – основанное на умении, квалиф-ии, знание воспит. пр-сса, умение его построить, привести в дейст-е. целенапр. работа над собой – достиж-е пед. мастерства, на основе практич. опыта (труд, осмысленность т. зр его сущ-ти). Педмастерство – сплав личностно – делов. качеств, проф. компетенции учителя, воспитателя.
2 функции учителя: адаптир-я, гуманистическая – состоит в создании условий для развтия личности
социальная – пост. общение -)стресс -)эмоц. выгорание -)равнодушие, повыш- голоса, забол-я. Способы профил-ки выгорания: осознавание того что ты делешь, помощь общ-я с коллегами: проговар-е трудностей, обмен опытом+ обращ-е к психологу (быстрое реш-е проблем)
организ-я уч. пр-сса: регулир-ка уч. пр-сса -)регулир-ка св. состояния + пед.самосознание: адекват, неадекват., самооценка: высокая, низкая – способы повыш-я квалиф-ии -)повыш-е самооц-ки. Семинары, тренинги, конфер-ии -)выработка св. индивид. стиля
1-5 лет – адаптация, наработка навыков; 5-15 л – продуктивная; 15-… - выгорание
Структура педагогических способностей и педагогического мастерства
В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Гностический компонент— это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.
К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, в экологических проблемах; наличие содержательных увлечений. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания учащихся.
Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания.
Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.
Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.
Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем.
Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику.
Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.
От уровня развитии коммуникативной способностии компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.
Отсюда—• ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.
Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности.
1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, вотказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.).
2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).
3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.
4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).
5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.
6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.
7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.
8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.
9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.
10.Использование иллюстраций и примеров.
11.Использование приема повторения.
Основными компонентами педагогической культуры являются: 1) профессиональные знания и умения; 2) личностные качества педагога; 3) опыт творческой деятельности. Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические знания, теоретические знания, методические и технологические знания; а также следующими профессиональными умениями: информационными, организаторскими, коммуникативными, прикладными умениями, умениями владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы.
Можно выделить три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий уровень.