Теории и концепции воспит-я и разв-я челов-ка
2 группы концепций: 1) технократич. (рез-т восп-я соотносится с соц. ролью чел-ка) (напр. «строитель коммунизма») 2) гуманистические, цель восп-я – личностное разв-ие, пед. помощь в личност. росте. В основе технократ. концепции – бихевиоризм (Скиннер). В основе гуманист. концепции – философ. идеи свобод. лич-ти (Колли, Комбс, Роджерс, Дрейфус). «+» технократ. концепции: человек точно уверен как поступать в конкр. сит-ях, но в незнакомой сит-ии он затрудняется, т.к. у него не сформир. творческие кач-ва. «+» гуманист. концепции: формир. самост-ть, творч. потенциал, но завышают значимость вариативности воспитат-ых ср-в.
Существует много теорий воспитания (Бондаревская – теория воспит-я чел-ка культуры (это чел-к: образованный, творческий, подгот. к жизни в культурном пр-ве, гуманный) Все теории соответ-ют совр. соц. условиям, учитывают практич. опыт авторов, но они пока не имеют отсроченных рез-тов.
Восп. сис-ма Караковского: свобода, гуманность, ТВ-во, стремление вперед -) гуманность – вершина нравственности -) духовность, кот. заключается в интеллекте.
Духов. ценности – земля - общий дом челов-ва; семья – нач-я стр-ра общ-ва; рез-т разнообраз. труда; мир покой - согласие, усилие человека.
Теория формиров- я ученического коллектива
Коллектив – контактная группа, объединенная общей целью, единым полем деят-ти, органами самоуправления и взаимной ответств-тью. Цель кол-ва – общ. значима, его направл-ть социальна, ценностн. ориентации и мораль - треб-м об-ва. Этнически колл-в ассоциируется с группой равноправных личностей. Группа– свободное объед-ие людей, кот. ч/з коллективное взаимод-е удовлетворяет личные потреб-ти и интересы. Фун-ии кол-ва: воспитательная – явл-ся сферой самовыражения и самоутверждения; – яв-ся сферой общения – явл. психол. и соц. гарантом личности – кол-в – модель об-ва, в нем ребенок знакомится с соц. ролями. Кол-в – носитель соц. норм и отношений, на основе кот. складыв-ся ценности ориентации его участников – это общность равнознач-х людей, т.е. в нем ребенок учится уважать чужую свободу и достоинство. Типы кол-вов: 1) в завис-ти от вида деят-ти (учебные, трудовые, спортивные, худ-е и т.д.) 2) со слож. структурой (школьный, организация, объединение) 3) по длител-ти взаимоотношений (врем, долгосрочные) + формальн., неформальн. Признаки кол-ва: (по Макаренко) 1) мажорность 2) сплоченность 3) наличие традиций, атрибутов и ритуалов 4) разновозрастность, кот. помогает сохранить традиции и ритуалы 5) открытость 6) самоуправление, наличие актива-) на 3х фазах развития кол-ва 1) «рассыпчатый песок» - ученики гр. действуют по одиночке, стремятся к личным целям, некот. из них отзыв-ся на требов-я педагога. 2) «податливая глина» Больш-во участников группы подчин-ся требов-ям, излагаемым активом группы. Участники пережив. сходные состояния и настроения 3) «монолит» - сложилось общ. мнение Больш-во восприним. педтребов-я как личную мораль. Выдел-ся пост. актив, сформ. традиции и осн. формы деят-ти.
В 80х гг. появл. несколько подходов к восп. детского кол-ва: 1) ценностно-ориентационный (Козакина, Кирьянов) – кол-в – ведущее ср-во формир-ия ценностных ориентаций в подрост-ом возрасте. 2) деятельностный (Новикова) осн. форма жизнедеят-ти кол-ва – коллективная творческая деятельность, направл-ая на помощь окружающим и саморазвитие. Орган самоуправления - признак субъективности кол-ва
Взаимод-е шк и семьи
3 ур-ня взамод-я: 1. пед. просвещ-е родителей в форме пед. лекториев на базе шк, соц. центров+негосуд. учрежд-й
Родительское собрание: общешкольные (не реже 1 р. в год); классные ( не реже 1 р. в четв) 2. органз-я жизнедеят-ти уч-ся – родительский комитет по одному представителю от класса( ??? – организ-я матер. помощи, питание, ремонт, походы); - обязательно; - вариативные: д/работы с трудными детьми, конфер-я отцов, клуб бабушек; органз-я семейн. празд-ов;
3. школьный психолог (консультуции, практикумы, тренинги)
обсужд-е «+» моментов воспит-я, организ ??? Нереш. проблемы -)идивид-но. Стили родите-го воспитания (гипер и гипопротекция). Ребенок – пуп -) обостр-е демонстрат-ти, высокомерие -)реш-я позитивное. Модель авторит-го родит. контроля: присутствие вним-я, доброжелат-ть, самост-ть+передача ответ-ти, общ-е (при реш-ии семейн. проблем – вкл.реб-ка). Класс. рук. д. вывести на эти мысли родителей. НЕЛЬЗЯ НАСТАИВАТЬ НА СВОЕМ-) только советы Концентрация положит-го вним-я родителей.
Требов-я семьи и шк. не должны б. в конфликте.
Типы семей: - по кол-ву детей: многодетные; малодетные; бездетные. По составу: однопоколенные, двупокол., 3хпокол., межпокол. Неполная семья – 1 родитель, внебрачная – незарегистриров. ВЫВОд: семейные обс-ва и условия, в кот-х родился и вырос ребенок накладывают отпечаток на всю жизнь.
Азаров Ю. П.: 3 типа: идеальная семья, средняя, негативная.
Буянов М. И.: 4 типа: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.
Благополучная семья – оба род-ля работают, заним-ся восп-ем реб-ка.
Неблаг-ая – наказания, т.е. не могут найти себя.
Семьи новых русских – сверхобеспеч. Наивысш. Кризис в сем. Отн-ях.
Буянов: по типу золушки – скрыт. Эмоц. Отторжение, не любят – ожесточение. Гиперопёка– не д. проявить самос-ть, изолируют от прозы жизни. Гипоопека– безнадзорность, безделие.