Проверка, оценка и учет результатов обуч-я.
Сущность контроля – выявл-ие Ур-ня ЗУН, кот. должны соответ-ть ГОСТу
Сущ-ет 2 вида контроля: 1)Администр-ый контроль – формальная процедура проверки качества работы учителя. 2)Проверка кач-ва ЗУН уч-ся.
Ф-ии контроля:
1. Образоват-ая (вып-е работ совершенствует У и Н, систематизир. знания) 2. Развивающая (у уч-ся развив. умение самообразования) 3. Воспитат-я (воспит-ся дисциплина, ответств-ть, креативность.)
Виды контроля:
1. Текущий (позволяет вовремя отслеживать недостатки, проблемы в ЗУН и частные случаи отставания) 2. Периодический (пров. по окончании изуч. темы или раздела. Комплексный контроль – фронтальный, групповой, индивдуальн.) 3. Итоговый (пров. по оконч. четверти, полугодия, года, с целью систематиз. знаний и опред. ур-ня обученности уч-ся)
Формы проверки ЗУН – развер. ответ, сообщ-е, упраж-е, самост. практич. раб-та
Фронтал. опрос – диктант, контрол. раб-та, диагностич. р-та, доклады, излож-е, сочин-е
Экзамены – зачеты, творч. работа, курсовые, участие в пред. олимпиада
Формы контроля: уст. и письм.
Проблема оценки – 2 компонента: балловое выраж-е и комментарий уч. деят-ти шк.
д/младш. шк -)отметка; д/сред. шк. – оценка с объяснениями; д/старш. шк –рез-т, достиж-е.
оценкой не должны наказ-ся за невыполнение р-ты.
Оценка – кач-во и объем выполн. р-ты + форма, почерк, выбор слов. Оценив-е зависит от поставл. цели (репрод-я, поним-е матер., примен-е зн-й, систематезир-ть, анализ-ть, сформир-ть мнение). Оценив-е - стимулир-е, пр-сс арв-я.выбир-ся индивид. эталон достиж-й (срав-е с пред. рез-м -) разв-е достиж-я успеха). Отметка отлич-ся от оценки. Есть социальный эталон и стандартный эталон.
Неуспеваемость - комплексное отставание по одному или неск-м предметам
Причины: пропуски, низк. ур-нь мотивации учения, низк. ур. способ-ти, кач-ва образ-я,…
Деят-ть по преодал-ю неуспев-ти: разв-е учеб. мотивации, актив-я познав. интересов, формр-е псих. климата в классе и шк, многократное сообщ-е нового матер-ла использ-е нагляд-ти, развив-е обуч-е;
Признаки неусп-ти: уч-к не реагирует на материал, не отвечает, не задает ???
Проблемы связ. с неусп-тью: заниж. самооценка, проблемы в общении, дизадаптация, проблема общения с родителями.
Организ-я самост-й познават-й деят-ти уч-ся
Самост. работа – всякий вид деят-ти учащ-ся, организ-й и управл. учит-м, кот. осущ-ся без непосред. контроля педагога. Педкасистый выдел. 4 вида: - копир-е действия (внимат-е, точное испол-е); - репродуктив-е действие (действие по образцу, отсрочены по времени – реш-е однотип. задач); - продуктивное действие (уч-к выпол-ет самост. действия, похожие в нов. сит-ии); - самот. действия требуют от ребенка обобщ-я познават. опыта (напис-е сочинения, подготовка доклада) 3 формы организ-ии самост. р-ты: индивид-я, групповая, фронтальная; сочинение, излож-е – фронтально – индивид; Виды деят-ти СР: воспроизвед-е (так а не иначе); Реконструктивно-вариативная (краткий, полный пересказ); Эвристическая (на основе излож. матер. ученик выпол-т действия, делает теорет. предполож-я); творческая.
М-ды обуч-я СР: работа с книгой, упраж-е, провероч. раб-та, моделир-е, конструир-е, подготовка докладов, рефератов.
По дидакт. целям сам. раб. учащ-ся бывают: подготовительные – тренировочные – контрольные – направленные на усвоение нов. задач. Применение сам. раб. закрепляет ЗУН учащ-ся, совершенствует выполнение задач упр.
Дифференциация обучения
Дифференциация – изменение содерж-я обучения -) из интересов и способностей уч-ка. Дифференциация: 1) внутренней 2) внешней. Внешняя диф-я связана с изменением состава учащихся, созд-ем спецшкол и созд-ем проф. классов, факультативных занятий, сам. работы. Цели: устранение пробелов в усвоении, углубление и расшир-е знаний. «+» внеш. диф-ии: ↓ число учеб. перегрузок, спец. классы и школы позвол. ↑ требов-я квалификации педагогов (часто в таких школах работают преп-ли ВУЗов). Недост-и: ●часто гумм. классы набира-ся по остаточ. принципу, ●не разработ. спец. Методики-) затрудняет специализир-ое обучение. ●обедняется общеобразоват-й уровень ученика. Внутренняя дифф-я требует тщат-го изуч-я особ-ей восприятия, осмысления учащихся и их познават-х интересов. Учитывая индивид. особ-ти важно знать модальность ученика (визуал, киностетик, аудиал), его темперамент, спос-ть к твор-ву, самостоят-ть в учении. Формы диф. обучения: 1) по интересам (факультативы, к/в, предм. кружки и т.д.) 2) по способностям: сильные, средние, слабые уч-ки + одаренные. Диф-я вкл. в себя варианты содерж-я обучения по объему и степени сложности. Это использ-е доп. уч. лит-ры и выполн-е более сложных исследов-их работ. Вариативность организ. самост. работы (для слабых – сам. работы репродукт. хар-ра, для средних и сильных – творческая сам. раб. и поисковая деят-ть.) Как внешняя, так и внутренняя диф-я осуществляется на основе индивид. подхода, т.е. внимат-го изуч. интеллект-х , псих-их, физиолог-х и др. особ-ей детей с целью предоставл-я им оптим-х условий для разв-я. Индивид. подход проявл-ся в отборе стиля пед общения с уч-ками, а также эмоц.-чувств. сферы. 4 способа шк. диф-ии:1)профильные классы 2) предметы по $выбору 3) гамогенные классы с одним уровнем развития уч-ков 4) внеурочная образовательная деят-ть учащихся.Виды дифф. обуч.: - доминирующ. профиль; - к обяз. предметам + предм. по выбору; - гомогенные классы – уч-ся одного ур-ня подготовки; гетерогенные кл.- разн. ур-нь подг. уч-ся; разнопланов. внеурочн. работа, доп. обр-е – музыка, танцы, рисование и т.д.
Ушинский
Осн. идеи: народность восп-ния-связь восп-ния с усл-ми разв-я народа и страны. Подчеркивал место род. яз.;6оролся за то.чтобы восп-ие и обуч-е велось на род. яз.;доказал, что об-е на иностр. яз не просто бесполезно но итормозит р-тие сил и спос-тей детей;много сделал для разр-ки метод-ки преп-
ния род. яз. В своем труде «Ч-к как предмет познания» выдв-ет треб-ния строить воспит. работу с учетом возр. и психол. особ-тей.Считал,что в-ние м почти все. дал психол. основы дид-ки Были разраб-ны указания на р-тие вн-ния детей, в-ние сознат. памяти,упр-ния направ-ные на закреп-ние мат-ла в памяти Sts путем повт-ния; были обоснованы важн. дид. принципы в-ния и об- я(нагляд-ть.сист-ть.послед-ть.проч-ть, осоноват-ть,разнообр-е м-дов) Пути и ср-ва нрав, в-ния детей. Гл .цель в-ния - нрав в-ние. Важн ср-вом нрав в-ния считал об-е. т.к. все предметы обл-ют огр воспит возм-ми, особ-но род я-к. 1 из ср-в в-ния-убеждение.Огр вн-ние уделял ф-нию привычек ф-ние ч/з повт-ние.Необх усл-е нрав в-ния-ф-ние предст-ний о роли труда в-ние д.форм-ть в ч-ке привычку к труду.д. дать ему возм-ть отыскать для себя труд в жизни;осуждал пониж. пед-ку. Основы т-рии дошк. в-ния.