Методика работы по обучению написанию изложений УО уч-ся старших классов.

Методика работы над изложением: 1)подробное изложение (весь текст); 2)выборочное изложение (читается текст поделённый на 3 части и детей просят записать например 2 часть); 3)сжатое изложение (перессказать весь текст, опустив все описания и т.д.(8-9класс)); дополнительные 4)изложение с грамматическим заданием; со звёздочкой 5)изложение с творческим заданием (чаще всего придумать завершение истории)

В 5 классе уч-ся пишут изложение по уже готовому плану. В 6 классе получают навыки коллективного составления плана. В 7 классе пишут изложения с оценкой описываемых событий. В 8 классе пишут изложение с указыванием лица и времени.

Включает два этапа: 1)рассредоточенная подготовка к написанию изложения;

подготовка начинается за 5 уроков до начала изложения.

- орфографическая подготовка; - лексическая подготовка; - синтаксическая подготовка (закрепление навыка составления предложений разных конструкций).

2) написание изложения;

- подготовительная работа (привлечение прошлого опыта); - знакомство с текстом изложения; - анализ текста с паралельной словарной работой; - составление перессказа по готовому плану (составление плана изложения); - запись текста изложения в тетрадях; - самопроверка написанного; 3-4 минуты

- анализ творческой работы.

Выделяют 2 этапа: 1)подготовительный; 2)основной.

В содержание 1 этапа входит, с одной стороны, работа над словом, предложением, текстом, с другой — орфографическая подготовка. На этом этапе работа над словом и предложением может иметь самостоятельный хар-р, но чаще всего она выступает как составная часть текстовых упражнений.

Работа над словом заключается в выполнении учениками заданий по подбору синонимов и антонимов; в образовании однокоренных слов, относящихся к разным частям речи; во включении слова в предлагаемый контекст и т.д. Учитель отбирает лишь те слова, которые встречаются в тексте изложения или могут быть использованы учениками при написании сочинения.

Важным звеном подготовительного этапа явл. работа над предложением, поскольку от того, как ученики овладевают этим умением, зависит кач-во письменного текста.

Работа над текстом на подготовительном этапе связана с проведением трёх видов анализа текста, в ходе которых формируются содержательно-информационные, композиционно-структурные и коммуникативно-речевые умения. Выделение этих групп умений явл.условным, т.к. они образуют неразрывное единство, а языковые умения являются внешним показателем сформированности первых двух. В процессе формирования содержательно-информационных умений школьники учатся, во-первых определять тему авторского текста, для этого им предлагаются след.задания: - выбрать из серии сюжетных картинок только те, которые соответсвуют содержанию текста; - выбрать из нескольких заголовков тот, который более точно отражает тему текста; - озаглавить текст; - найти в тексте лишние предложения, не относящиеся к теме; - добавить в текст недостающие предложения с опорой на иллюстрацию, имеющиеся у детей представления, план. Во вторых, ученики должны уметь определять и реализовывать в тексте основную мысль. С этой целью выполняют след.задания: - выбрать заголовок, отражающий основную мысль текста; - добавить в текст предложение, в котором выражена основная мысль; - дополнить текст фактами, подтверждающими основную мысль. Формирование композиционно-структурных умений предполагает выполнение учениками таких упражнений, как: - расположить части текста (вступление, осноная часть, заключение) в соответствии с планом; - разделить текст на части в соответсвии с планом; - найти в тексте отдельные части, записать их с красной строки; - разделить текст на части и озаглавить их; - дополнить текст недостающей частью. При формировании коммуникативно-речевых умений прежде всего следует обратить внимание учеников на способы и средства связи предложений в тексте, для чего предлагаются, например, такие упражнения: - устранить повторяющееся в тексте слово, используя слова его, он, этого и т. д.; - выписать из текста цепочки слов, с помощью которых соединены предложения; - соединить предложения, используя слова сначала, потом, затем и т. д.

На этом этапе следует обратить особое внимание на умение школьника подчинять своё письмо правилам орфографии. С этой целью проводится орфографическая подготовка.

2 этап: подготовительная работа. Направлена на систематизацию имеющихся у учеников знаний и представлений по теме предстоящего изложения. Как правило организуется в форме беседы. На этапе знакомства с темой (первичное восприятие материала уч-ся) создаются условия, которые способствуют их относительно свободным высказываниям по поводу темы письменной работы. (чтение текста изложения, показ картины, предъявление уч-ся и их последующее чтение вступления к тексту и т. п.). Первично воспринятый материал подвергается более тщательному анализу учебного материала на основе вопросов учителя, которые позволяют ученикам понять и осмыслить содержание предстоящего изложения. Анализ материала, необходимого для написания изложения, проводится в последовательности, которая необходима для составления плана. Школьники определяют кол-во частей в тексте, под руководством учителя выделяют главное в каждой части и формулируют заголовки. Лучшие записываются на доске. Словарно-фразеологическая (лексико-синтаксическая) работа направлена на отбор необходимых слов и словосочетаний в соответствии с пунктами плана, выбор языковых средств, необходимых для связи отдельных высказываний. Отобранный материал учитель фиксирует на доске, а уч-ся записывают в тетрадях рядом с пунктами плана. Специальная методика не рекомендует предлагать для устного пересказа текст целиком, достаточно ограничиться несколькими пунктами плана (от 1 до 3). Заключительный этап — самостоятельная работа уч-ся по написанию изложения, на котором учитель обращает внимание детей на пункты плана и отобранный к ним речевой материал. В ходе творческой работы ученики могут обращаться к педагогу за помощью, пользоватся орфографическим словарём и рабочей тетрадью, в которой имеютмя памятки по написанию изложений, а также необходимыми материалы, собранные уч-ся в ходе подготовительного этапа.

Методика обучения написанию изложения и сочинения включает в себя два этапа:

1-й этап – подготовительный

2-й этап – основной

Подготовительный этап включает в себя работу над словом и над предложением. Работа над словом заключается в выполнении учениками заданий по подбору синонимов и антонимов, в образовании однокоренных слов и др.

Работа над предложением.

Работа над текстом, т.к. текст является высшей коммуникативной единицей.

В процессе формирования содержательно – информационных умений школьники учатся, во – первых, определять тему авторского текста или будущего сочинения Следующие задания:

· выбрать из серии сюжетных картинок только те, которые соответствуют содержанию текста;

· выбрать из нескольких заголовков тот, который более точно отображает тему текста

· озаглавить текст

· пообобрать к формулировке широкой темы текста узкие.

· выбрать слова подходящие к каждому из предложенных заголовков

· выписать из текста существительные, объединенные одной темой

· подобрать заголовок к данным словам и составить текст

· найти в тексте лишнее предложение, не относящиеся к тексту

· распространить текст по опорным словам и вопросам

Во – вторых, ученики должны уметь определять и реализовывать в тексте основную мысль. Задания:

· выбрать заголовок, отражающий смысл текста

· добавить в текст предложение, отражающие основную мысль

Формирование композиционно – структурных умений включает в себя:

· расположить части текста ( вступление, основ.часть, заключение) в соответствии с планом

· разделить текст на части

· разделить текст на части и озаглавить их и др.

· устранить повторяющееся слово в тексте

· соединить предложения, используя слова сначала, потом, затем, после этого

На этапе подготовки к написанию соч. и изложения следует уделить внимание орфографической подготовке учащихся. Большое значение в такой подготовке отводится свободному диктанту.

При его написании внимание уделяется не дословной, а свободной передаче содержания текста. Сначала текст читается целиком, затем по абзацам. После прочтения каждого абзаца происходит его разбор в ходе которого ученики составляют план текста, подбирают к каждому пункту опорный слова и.т.д.

На основном этапе работы представлен урок развития связной письменной речи, представлен м.б. в следующем виде:

· подготовительная работа

· первичное восприятие материала

· анализ учебного материла

· коллективное составление или анализ готового плана

· слоаварно – фразеологическая работа

· составление примерного пересказа или рассказа по некоторым пунктам плана

· самостоятельное написание изложения или сочинения

Самым сложным видом творческих работа для УО учащихся являются сочинения, поскольку они требуют от учеников самостоятельного определения содержания, композиционного и языкового оформления.

Рассмотрим пример сочинения «Комната, в которой я хотел бы жить».

На подготовительном этапе ученики сравнивают два заголовка – «Наша школа» и «Наш класс». Отражают широкую и узкую темы, отбирают к ним необходимую лексику, устно составляют предложения.

На следующем уроке учитель предлагает учащимся текст, из которого они должны выписать словосочетания по схеме где? – что?.После этого школьники упражняются во вставке пропущенных наречий в текст, а также в выписывании из него синонимичных глаголов.

Для формирования умения соединять предложения в текстах с помощью наречий и сочетаний существительных с предлогами используются упражнения на устранение неоправданного повтора.

На уроке развития связной речи после вступительной беседы, в ходе которой учитель выясняет о каком доме мечтают ребята, объявляется тема сочинения и проводится словарно – фразеологическая работа.

Ученикам можно предложить начало – вступление или заключение. Более слабым ученикам, готовый текст, который необходимо расширить по вопросам, с помощью данных слов и словосочетаний.


Наши рекомендации