Задачи и пути развития речи УО
Развитие речи умственно отсталых учащихся — одна из важнейших задач. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. Основная нагрузка в формировании речи умственно отсталых детей приходится на уроки русского языка, где речь не только средство общения, но и предмет изучения.
Задачи по развитию речи на уроках русс.:
1. Изучение речевого развития учащихся
2. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков
3. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса
4. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения
5. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи
6. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
Для решения этих задач используются ответы на вопросы учителя, самостоятельный пересказ прочитанного, составление устных рассказов по картинкам. В зависимости от года обучения повышаются требования к этим упражнениям – повышается самостоятельность, увеличивается объём устных высказываний. В младших классах идёт работа над устранением недостатков произношения(учитель занимается закреплением звуков, поставленных логопедом).Работа над связной письменной речью ведётся в старших классах(учитель поэтапно отрабатывает с детьми различные типы предложений, тренирует учеников в правильном употреблении падежных и временных форм).
Для эффективного процесса развития речи важно обогащать представления учащихся об окружающих предметах и явлениях (На уроках чтения ученики подробно разбирают прочитанное, устанавливают связь с уже ранее изученным, подробно изучают предмет или явление, сравнивают его с другими предметами).
Важно повышать заинтересованность в речевом высказывании (для этого используем наглядные пособия, увлекательные темы, систему поощрений).
Так же важно обеспечить их высказывания необходимыми языковыми средствами (это достигается путём подготовительной работы, которая помогает овладеть словами, словосочетаниями и предложениями).
Работа над связной письменной речью осуществляется в основном в старших классах, но ее фундамент закладывается на начальном этапе. Ученики 2-го класса составляют подписи в виде одного предложения под каждой картинкой серии (3--4 картинки), в результате чего получается связный рассказ; располагают 3--4 заданных учителем предложения деформированного текста в соответствии с содержанием картинок. В 3-м классе работа с деформированным текстом выполняется самостоятельно, школьники отвечают на последовательно выстроенные вопросы по сюжету картины, коллективно пишут изложения. В 4-м классе эти формы работы с текстом совершенствуются, при знакомом и предварительно отработанном содержании учащиеся выполняют задания самостоятельно.
Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), вне зависимости от ее иерархического уровня, реализуется прежде всего в процессе коммуникации. Поэтому обучение произносительным навыкам неразрывно связано с формированием словаря ребенка.
Наряду с развитием разных сторон речи детей в специальной школе решаются задачи коррекции речевых недостатков. Работая над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией учитель, особенно в младших классах, занимается также закреплением звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь. (Этот этап является наиболее сложным в работе с умственно отсталыми детьми и требует совместных усилий логопеда и учителя.)
Работа по коррекции недостатков словарного запаса проводится в направлении обогащения словаря и его уточнения. Школьники учатся адекватно и наиболее точно употреблять имеющиеся в их запасе слова, включать в контекст вновь усвоенные. Этот процесс ведет к устранению косных стереотипов в выборе слова, к активизации словаря (мальчик добрый, аккуратный, смелый, честный, заботливый, а не просто хороший).
Не менее важна работа по исправлению недостатков в построении предложений и связной речи. Неправильное конструирование предложений, аграмматизм, примитивность и трафаретность самостоятельной речи умственно отсталых учащихся проиллюстрированы многими исследователями. Для устранения этих недостатков школьная программа предлагает поэтапно отрабатывать с детьми различные типы предложений, тренировать учащихся в правильном употреблении падежных и временных форм. При этом работа над формой выражения (слова, словосочетания, предложения) должна быть тесно связана с предварительным уяснением содержания высказывания (предметы, явления, их связи в реальном мире).
Для сохранения в памяти учащихся последовательности развития событий используются смысловые вехи: серия картин, собранный наглядный материал, расположенный в порядке хода экскурсии, опорные слова, план и др.
Эффективность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации вне зависимости от того, протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными условиями являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т.е. тогда когда ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным.