Методика изучения местоимений.
Изучаем только личные местоимения.(тк используются чаще).С 7 кл.
1.введение термина
2. лицо местоимений
3.число местоимений.
4. склонение и правописание местоимений ед и множ числа.
При введении понятие Мест. У учителя на доске записаны пары предложений.
1. Меня зовут НАТАША. Я учусь в 7 классе.
2. 2. Миша, возьми трубку. Ты взял ее?
3. 3. Коля занимается плаванием. Он хочет стать чемпионом.
4. Учитель задает вопросы, связанные с анализом предложений:
–о ком говорится в 1 предложении? ( о наташе)
– к какой части речи относится слово « наташа»?
- на какой вопрос отвечает сущ наташа?
-подчеркните одной чертой.
- прочитатйте 2 предл. Назовите слово, кот в нем выделено.
Вместо какого слова в первом предложении используется слово «Я»?
(наташа-сущ)
-подчеркните его.
-на какой вопрос отвечает? (кто?)
Запишите сверху. Если не знать, о ком говориться в 1 предл, можно ли понять из 2ого, оком идет речь? (нет)
Обобщение: т.о разбираются все пары предложений. Слова я ты он учитель выставляет на карточках отдельно. Учитель проводит обобщение по всем предложениям. «вспомните, что обозначает сущ? Вместо какой части речи используются слова я ты он? Части речи, кот используются вместо сущ-го называются МЕСТОИМЕНИЕМ.
Местоимение указывает на предмет но не называет его.
Для зактрепления учащимся предлагается подобрать к предложениям, записанным в левом столбике, подходящие по смыслу предл из 1 столбика.
Ребята, сходите в зоопарк.\согрело оно землю теплыми лучами.
Встало солнце над лесом.\ там вы увидите много интересного.
Зактепление: учаиеся находят местоимение в тексте, задают к ним вопросы. Вставляют
пропущепропущенные местоимения, ориентируясь на смысл всего предложения в целом.
Лицо местоимений.
Учитель задает вопрос конкретному ученику. На какой улице ты живешь? (ответ должен быть полным). Прослушав ответ, учитель просит детей назвать местоимение, кот было использовано в ответе. « в каком городе вы живете?» после ответа просит назвать метоимение, кот было использовано в ответе. О ком мы говорим, когда используем эти местоимения? ( о себе)
Когжа мы говорим о себе, мы используем местоимения 1 лица .)- выставляет карточки на доску
1 лицо Я, Мы
По такой же схеме задаются вопросы ко 2 и 3 лицу, карточки вывешиваются на доску.
Закрепление: найти подчеркнуть местоимения, определить их лицо. Вставить пропущенное М по смыслу. Составить предложения.
Число местоимений.
Учащимся предлагается вспомнить, назвать и записать в 2 столбика мест 1 2 3 лица. Учитель предлагает детям подобрать к местоимениям, записанным в 1 столбике гл. решать.
Действия скольких предметов обозначают глаголы в левом столбике ?(однрого) какие местоимения указывают на 1 предмет? Я ты он. И это местоимения ед.числа!( так же про 2 столбик)
Закрепление: определить число местоимений, заменить местоимения 1 лица, ед числа на мест 3 лица ед числа.
Склонение и правописание местоимений.
Сначала изучают скл.1, затем 2 и 3 лица. Снач ед числа, затем мн.числа.
Текст, в кот выделены сущ. в разных предложениях. и мест, кот используется вместо этого сущ. еще выд слово, от него нужно задать вопрос к сущ и мест.
Я- ветер гуляю где хочу. Гуляю кто? Ветер, я
Характер у меня, у ветра переменчивый
Нравится мне, ветру побуянить.
Анализ:Что происходит с сущ? (изм по вопросам-падежам).вспомнили падежи. Изменяется ли мест по вопросам? (да) это тоже наз склонением мест. по падежам.
Закрепление: задание на склонение ед и мн числа одновременно. Для этого предлагается вставить пропущ местоименгие, опред падеж, изменить мест в предл, поставить его в нужном падеже. Ответить на вопрос, используя мест мн и ед числа в нужном падеже.
При изуч 2 лица обр. внимание что мест ВЫ можно употр к 1 лицу и тогда оно пишется с большой буквы.
3 лицо-обр вн что можно опред род.
Глагол
Глагол
При изуч. начинаем с определения понятия.
В 5 кл. ученики выделяют в текст глаг.,обозначающие движение, состояние людей(улыбаться), их труд.деят-ть(пилить), речевую(говорить), мыслительную(рассуждать).в 6 кл -глаг. В переносном значении(солнце улыбается).
В 7 кл. цвет(зеленеть)и звучание(мычать)
8 кл.-использование однокоренных слов с различ. приставками(рассказать,пересказать)
в старших классах надо обогащать слов.запас за счет глаг.,которые обозначают не только перевижения,но и сложные действия предмета.
После знакомства с понятием «глагол» приступаем к изучению грамматич. Признаков: изменяется по временам,числам, родам(прошедшее.вр), лицам, спряжение(изменение по числам и лицам у глаг.Наст. и Будущ. вр.),и имеет неопределен.форму.
изменение по врем.
Учитель предлагает 3 группы вопросов,которые записаны в столбики.(что делает/ют , что делал/ли, что будет/ут делать)
предлагается прочитть предлоджения ,найти глаг. и объяснить,обозначает этот глаг. Действие,которое происходит в момент речи, до этого или после.
Оля смотрит в окно
-когда происходит действие? Зададим вопрос: оля что делает? Значит в какой столбик запишем глагол?
Ребята гуляют во дворе.
-назовем глаг., действие в момент речи?значит в какой столбик?
Затем сообщается,что глаг.,который обознач. Действие, происходящее в момент речи, который отвечает на вопрос что делает/ют- это глаг. наст. вр.
Также с прош. и будущ.вр.
Изменен.глаг по лицам
изучение связано с повторением местоимения. для этого учитель предлагает детям записать в 2 столбика местоимения
ед.ч. мн.ч.
1 лицо. Я (рисую) мы(рисуем)
2 л. ты вы
3л. он,она,оно они
учитель предлагает подобрать к каждому местоим. глагол рисовать.для этого следует задать вопросот местоим к глаг.
выделяем окончания и спрашиваем ,почему изменяется глагол(т.к. Задаем разные вопросы,т.к. Разные местоим.)
затем учитель говорит,что местоим. изменяется по лицам и для того,чтобы определить лицо глаг. надо либо определить лицо местоим.,которое к нему относится , либо подставить к глаголу местоим. и по нему определить лицо.
Обращаем внимание на вопросы глагола каждого лица,т.к. Потом ученики должны будут определяить лицо не тролько по местоим. ,но и по вопросу, на который отвечает глаг.
также обращаем внимание на правописание вопросов и окончаний глаголов во 2. ед.ч.- после
ш-ь., а к окончаниям глагл. В 3.л. Могут прибавляться -ся-сь.
В 8 кл- изменение наст. И будущ.вр. По лицам и числам-спряжение
при ознакомлении учитель предлагает детям изменить гагол по лицам и числам.
сначала поставить в наст. вр. ,затем в будущ.вр.
Ед.ч мн.ч.
1 л. что делаю сижу что делаем сидим
2л. что делаешь сидишь что делаете сидите
3л. что делает сидит что делают сидят
выясняется, почему разные окончания(т.к. Разные вопросы)вводится термин-спряжение.
Смотрим, что окончание отличаются гласной,подчеркиваем ее.
После упражнений в спряжении, знакомство с 1 и 2 спряж.
Необходимо показать, чтобы не ошибиться в написании окончания-надо знать какому спряж. Относится глагол.
1 спряж. 2 спряж
уть, еть, ать, оть,ыть, ить
ешь, ем, ете, ут,ют ишь,ит,им,ите,ат,ят
безударн. и ударная окончание глагола одного спряжения пишется единообразно.
Для этого учим детей рассуждать ,использ. Алгоритм: мы рисуЕм
1.поставить ударение,если безударное окончание ,то
2поставить в неопределен. Форму-рисовать
3.ать- 1 спряжение
4.значит пишем Е.