Повышение квалификации и аттестация учителей. Авторские программы, процедура их научно-педагогической экспертизы.
Цель аттестации: создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.
Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: результативное и качества учебно-воспитательного процесса, по желанию аттестуемого. Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию по присвоению категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.
Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории «Учитель второй категории» («Старший учитель») — в школьную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории «Учитель первой категории» — в районную аттестационную комиссию; для получения квалификационной категории «Учитель высшей категории» — в областную аттестационную комиссию.
Присвоение звания происходит на основе представленных документов (стаже, характеристике, документе об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Общие критерии оценки труда.1. Критерии результата — качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность 2. Критерии процесса — уровень подготовки и педагогического мастерства. Определяется путем анализа качества уроков, внеурочной деятельности, умения осуществлять индивидуальный подход к учащимся и родителям, повышение своей квалификации.
Дифференцированные критерии оценки труда.
Учитель второй категории — имеет 1—2 года стажа, дает на основе экспертной оценки высокого качества уроки, ведет предметный кружок, классное руководство, класс отличается хорошей дисциплиной и полезными делами. Повышает квалификацию, систематически выступает на методических объединениях. Пользуется уважением родителей.
Решение принимает педагогический совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.
Учитель первой категории — имеет звание «Учитель второй категории», высшее образование, окончил курсы ИПК, сделал 1—2 выпуска, учащиеся показывают высокие знания, пользуется авторитетом родителей. Присваивается районной аттестационной комиссией.
Учитель высшей категории — присваивается за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание «Учитель первой категории», 1 курсы ИПК. Ученики показывают высокий уровень знаний, поступают в вузы. Публикует статьи, выступает с докладами на форумах. Звание присваивает областная аттестационная комиссия.
Требования к учителю в теории и истории отечественной и зарубежной педагогики. Особенности профессионально-педагогической деятельности современного учителя, его должностные обязанности.
Основой профессионализма учителя является научно-теоретическая и практическая компетентность. Содержание профессиональной готовности можно отразить в профессиограмме, которая отражает инвариантные, идеальные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. В настоящее время действуют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, объединяющих в себе профессиональные требования к учителю:1) общегражданские качества;2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;3) специальные знания, умения и навыки по специальности.
В. А. Крутецкий к качествам, определяющим специфику профессии учителя, относит дидактические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение и способность к распределению внимания.
А. И. Щербаков в числе наиболее важных педагогических способностей определяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя должны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит: 1) общепедагогические (информационные, мобилизационные, ориентационные, развивающие);2) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские);3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при решении педагогических задач и усвоении новой информации).
Цель педагогического образования заключается в постоянном общем и профессиональном развитии учителя, характеристиками которого являются:1) высокая гражданская ответственность и социальная активность;2) хорошее отношение к детям;3) высокий уровень духовной культуры, коммуникабельность;4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;5) склонность к самообразованию и готовность к нему;6) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Современный учитель должен располагать сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследований, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.
Наиболее общим параметром познавательной направленности личности учителя является диалектичность, которая проявляется в умении в каждом явлении выявлять противоречия.
Смысл педагогической профессии выявляется в педагогической деятельности. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством опыта и культуры, а также организацию условий для их личностного развития и становления в социуме.
Педагогическая деятельность осуществляется в специальных учреждениях: школах, профессиональных училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации и переподготовки.
Структуру педагогической деятельности можно изобразить как единство цели, мотивов, действий (операций) и результата. Системообразующим параметром педагогической деятельности является цель (А. Н. Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с воспитанием и обучением личности.
Процесс обучения учащихся в школе проходит под руководством учителя. Учитель устанавливает перед учениками задачи и постепенно усложняет их, а также создает условия для благополучного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с постановкой цели; прилагает различные формы организации обучения; использует разнообразные методы, при помощи которых содержание легче усваивается учащимися.
Управление процессом обучения происходит поэтапно:1) планирование;2) организация;3) регулирование (стимулирование);4) контроль;5) оценка;6) анализ результатов.
Второй этап включает в себя постановку учебных задач перед учениками и создание условий для их успешного выполнения (инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма).
Третий этап—регулирование процесса обучения с помощью непрерывного контроля (в форме наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних работ и др.) над обучающимися. Результаты контроля учитываются учителем и на занятии, и в дальнейшем путем замедления или ускорения темпов обучения, снижения или повышения объема работ, наводящих вопросов и дополнительных объяснений и т.п.
Регулирование и корригирование процесса обучения осуществляется при помощи средств стимулирования (таких как воодушевление, подбадривание, похвала, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, и т.п.), а также системы оценок, которая особенно эффективна в начальных и средних классах.
Последним этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи. Он исполняется по принципам достижения в общности образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения.
Анализ должен обнаружить причины изъянов в процессе обучения и успехов, а также запланировать пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.