Характеристика составляющих социально-педагогической диагностики
Медицинская диагностика - процесс установления медиц.диагноза. Соц. педагог на основе мед.диагноза должен определить состояние реб-ка и его возможности к самообслуживанию. Он не делает медиц. заключения, а лишь проектирует возможные пед. последствия заболевания.Напр, при сахарном диабете у реб-ка выражены раздражительность, эмоцион.реактивность, неуравновешенность, обидчивость; при заболевании пищеварит. тракта (язва, гастрит) - конфликтность, истерич реакции, обидчивость, обеспокоенность; больные с нарушениями сердечно-сосудистой системы - эмоциональные, ранимые, плаксивые.
Психологическая диагностика - измерение индивидуальных качеств личности. Соц. педагог на основе психодиагностики может выявить факторы риска, которые провоцируют психическое заболевание.Напр, низкую двигательную активность, неадекватные реакции, отрицат. отношение к учебе, зависимость от ситуации.
Социальная диагностика - комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его соц-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологич, медико-биологич и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
Педагогическая диагностика - изучение личности ученика и коллектива с целью обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. Пед. диагностика оценивает ребенка по сравнению с образоват-ми нормами, которые определены гос. стандартом образ-я. Соц. п-г не должен использовать готовых пед-х оценок, а должен реабилитировать реб-ка в глазах других.
Соц-пед диагностика – процедура выявления, специально организованный процесс получения информации о влиянии на личность и социум разл. факторов с целью выявления причин отклонений в индивидуально-психологических качествах личности, социально-педагогической запущенности или неблагополучия и на основе обобщенных данных постановки диагноза и проектирования соц-пед деятельности, определение вида помощи.Предмет соц-пед диагностики - особенности развития тяжелой жизненной ситуации чел-ка, его поведение и деят-ть, резервные возможности личности и семьи.При исследовании трудной жизненной ситуации учитываются:
- объективные факторы– неблагоприят. экономич условия проживан, военные действия, смерть близких людей;
- последствия экстремальных ситуаций (пожар, террористич акты); низкий материаль уровень обеспечен.семьи;
-субъективные- возможность реб-ка сопротивляться проблеме, отсутствие ответственности за поступки; антисоц. нормы и ценности, на основе котор он выстраивает отношения с окружающими, конфликт. отношения в семье.
Типичные проблемы, которые становятся причиной индивидуального дискомфорта - проблемы со здоровьем, конфликты; семейное неблагополучие, насилие; смена коллектива и др.
Диагностика в социально-педагогической деятельности подразделяется на:
1) этимологическую диагностику - сбор данных о социально-психологическом характере воспитательного микросоциума, особенностей пед. процесса и семейного воспитания;
2) симптоматическую диагностику - изучение индивидуальных характеристик личности.
Социально-педагогический диагноз - это вывод о наличии проблемы; конечный результат деятельности соц. педагога, направленный на выявление и определение соц. положения реб-ка, сущности отношений в обществе, индивидуальных особенностей личности, ее здоровья, возможностей социального воспитания и обучения.
Методы диагностики обучающихся.Для постановки диагноза подбираются методы исследования.Их множество, однако зачастую можно использовать следующие: метод теоретического моделирования; анкеты, опросники, экспертные оценки; наблюдения (личное и других людей), тесты, эксперимент(изучение поведения в определенной пед. ситуации), социометрию (выявляет позицию реб-ка в коллективе); контактную беседу (в сочетании с наблюдением), метод столкновения взглядов, метод анализа продуктов творчества, пед. консилиум.Собственные методы соц-пед. диагностики: соц-пед.паспорт; соц-пед. эксперимент; соц-пед. мониторинг.
Основные этапы диагностической работы:
- Получение первичной информации о реб-ке (беседы, наблюдения, тесты, анкетирование и т.д.);
- Экспресс-диагностика, опрос родителей, педагогов;
- Выдвижение гипотезы помощи;разработка организационных форм работы;
- Проверка гипотезы: индивидуальная психодиагностика на основе гипотезы, текущая коррекция гипотезы и отбора диагностических средств, интерпретация диагностических данных;
- Итоговая индив-я (группов) диаг-ка и получение обратной связи об эффективности работы от род-лей, пед-гов.
С целью осуществления комплексной диагностики привлекаются к изучению реб-ка не только психолог и соц. педагог, но и др. субъекты учебно-воспит-го процесса.На основе анализа результатов формулируются задачи и планируются мероприятия и изменения в системе методической работы школы, системе повышения квалификации пед. кадров.