Вопрос 43. Роль семьи в формировании личности. Семейное и домашнее воспитание в истории России. Современное состояние семейного и домашнего воспитания.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизничеловека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок зависит от отношений в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские.

Школа может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть. Но, «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей» (Сухомлинский). Это: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Реб-к, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом обществе есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться. У него складывается убеждение, что он приносит счастье, радость родителям и др. людям уже тем, что живёт на свете. Деспотическая любовь- одна из причин того, что с малых лет извращается представление о доброте, он перестаёт верить в чел-ка и человечность. Ребенок в обстановке мелочных придирок, постоянных упрёков ожесточается. Это происходит из-за неумения род-лей пользоваться своей властью. Ребёнка нужно поощрять, поощрять его желание быть хорошим.Любовь откупа. Родители считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Если в такой семье ни один изрод-лей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты.

Иногда противоречия м/у детьми и род-ми ярко выражены, иногда им не придаётся большого значен.

В истории отечественной культуры социальная педагогика складывалась, впитывая практику семейного, сословного, православного и одновременно народного воспитания, как воздействующие на человека в обществе.

Семейное воспитание в истории отечественного образования, его особенности в России, социальные проблемы семьи – огромная тема. Многие века русская семья формировалась в условиях постоянного труда, заботы о хлебе насущном, что исподволь формировало привычки ответственного поступка, заботы о близких, о слабых, милосердия, терпимости.Первостепенным качеством уважаемого крестьянина было трудолюбие. Лентяй и лживый человек призирался. Крестьянин старался добиться такого уважения к себе, чтобы верили его слову, и внушал это детям. В крестьянстве сурово осуждались добрачные связи и супружеская неверность.

До 1917г. в работах видных педагогов обязательно давались рекомендации по к–нибудь проблеме семейного воспитания. В началеXX в. группа русских педагогов (Каптерев, Лесгафт, Острогородский) принимают участие в издании «Энциклопедии по семейному воспит-ю и обучению». По вопросам семейного воспитания проводятся Всероссийские пед. съезды. Организатором одного из них был Каптерев, ему принадлежат работы по педагогике семейного воспит-я, об особенностях домашнего воспит-я, о содержании обуч-я и истории отечеств.педагогики.

В начале XX века русская городская семья переживает изменения. Браки становятся расторжимыми. Вовлечение женщин в производство порождает необходимость создания детских садов и яслей. Поэтому огромное внимание уделяется семейному, дошкольному воспитанию.В различных журналах представлено воспитание и царских детей, и именитой знати.

Система семейного воспитания. Ребенок растет, семья развивается. Проблемы воспитания детей не только не теряют своей остроты, но зачастую и усиливаются с годами. Многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, решают которые в основном ориентируясь на свой жизненный опыт, опыт знакомых, на сведения из литературы. В последние годы стали создаваться социально-психологические консультационные центры, в которые могут обратиться как родители, так и подростки в сложных жизненных ситуациях. Действует телефон доверия.

Школа готова идти навстречу детям и родителям: родительские всеобучи, занятия в которых ведут подготовленные специальным образом педагоги.

Среди молодежи все более усиливаются тенденции инфантилизма: недостаточная самостоятельность, беспомощность в решении даже простых жизненных проблем.

Появление в штате школы должности школьного психолога, соц. педагога косвенным образом отражает усложнение положения дел в семье. Это связано с увеличением числа брошенных детей, детей, лишенных родительской заботы. Учащаются случаи отказа от детей, растет число детей-сирот при живых родителях.

Вопр. 44.Я.А.Коменский – основоположник педагогики как науки. Возрастная периодизация личности по Коменскому и этапы воспитания и обучения. Я.А.Коменский о целях, содержании и методах воспитания личности. Дидактические идеи и принципы Я.А.Коменского и их реализация в истории образования.

(1592-1670) Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа») рассмотрены все важнейшие пед. проблемы. В учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами.

Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда уч-ся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки и используют их на практике.

Принцип наглядности предполагает усвоение уч-ся знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний считает обязательным принципом обучения. «Все занятия должны бать распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим». Обучение «должно идти от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному».

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Связывает упражнения с памятью: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно».

Принцип природосообразности. На основании принципа Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

Наши рекомендации